На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Не дайте себя обмануть ::

Не дайте себя обмануть

 

Десять с лишним лет назад Правительство Москвы в специальном постановлении, посвященном столичной торговле, констатировало: «…Возросли и обострились негативные проявления по отношению к покупателям: обман, обсчет, антисанитария, свернуто самообслуживание, не выдерживаются ассортиментный перечень, качество продаваемых товаров, режим работы предприятий, нарушаются права потребителей.

Проверки контролирующих органов и изучение работы более одной тысячи приватизированных предприятий показали, что 86% из них допускают различного рода нарушения особых условий договоров купли - продажи. В каждом втором магазине - обсчет, обман покупателей, отсутствие контрольных весов, в каждом третьем - расчеты с покупателями производятся без кассовых аппаратов, в 75% магазинов нарушаются санитарно - эпидемиологические нормы».

Сейчас кассовый чек вы можете получить чуть ли не в любом киоске, но обсчета, обмана и обвеса стоит опасаться даже в престижном супермаркете.

 

Как нас обманывают


Среди распространенных способов обмана есть простейшие – на внимание. В залах самообслуживания на ценниках часто указана заниженная стоимость продуктов. Выясняется это только при расчете в кассе, когда кассовый аппарат считал электронные штрих-коды с ценой, нанесенные на упаковку. Расчет торговых работников прост: одни покупатели постесняются указать "на неточность" кассового аппарата, для других разница в рубль – полтора не столь важна. А если в вашей тележке много продуктов, такая разница вообще пройдет незамеченной. Правда, автор этих строк был свидетелем того, как внимательный и настойчивый покупатель заставил работников магазина одной из известных фирм продать ему йогурт по цене, указанной на ценнике в торговом зале.

Еще одно "ноу-хау" по части изымания денег у потребителей: в зале лежат рядом, к примеру,  пакет вареников с картофелем и такой же пакет вареников с творогом, который стоит на 3 – 5 рублей дороже. Покупатель берет вареники с картофелем, а с него требуют сумму, как будто они с творогом. Если обман замечен, покупателю объяснят, что виновата молоденькая работница, по незнанию наклеившая штрих-коды с ценой не на те пакеты.

А вот случай, попавший в газеты: молодой человек домой сумку продуктов из магазина известной торговой сети и проверил чек - за батон хлеба было пробито 500 рублей. Вернувшись в магазин, он пожаловался менеджеру, и услышал: «вместо хлеба вам случайно пробили бутылку французского вина - код батона от него отличается всего на одну цифру». Чем длиннее ваш чек, тем больше вероятность, что вас обсчитали.

Но обманывают покупателей не только кассиры. Завешивая кусочек семги или осетрины вместе с пенопластовой подложкой, которая весит 8-10 г, продавцы отпускают вам эту подложку по цене деликатеса. Если товар фасуется централизованно, что практикуют многие сети, обманутыми оказываются практически все покупатели.

Как с этим бороться

 

Совет покупателям может быть только один - при расчете в магазине обратите внимание на цифры, высвечивающиеся на экране контрольно-кассового аппарата. Будьте готовы к тому, что, например, ценник в торговом зале и электронный будут чуть-чуть отличаться. И все не в вашу пользу.

Ходите по торговому залу с калькулятором и складывайте цены купленных товаров. Если сумма не совпадет с пробитой - разбирайтесь не отходя от кассы, не обращая внимание на очередь. При взвешивании продуктов внимательно смотрите на весы или хотя бы делайте вид. Когда кассир называет сумму покупок, которая кажется вам подозрительной, переспрашивайте: сколько-сколько?  Второй ответ зачастую не совпадает с первым. Если есть сомнения, что вы переплатили, не стесняйтесь попросить пересчитать: теперь это в порядке вещей. Будьте особенно внимательны, покупая несколько товаров одного наименования: при введении кода вручную вероятность обсчета резко возрастает.

 

Жертвы собственной «продвинутости»

 

На сегодня более 42 миллионов человек воспользовались в России услугами фирм дистанционной торговли (по почте, интернету и в телемагазинах). Однако, как утверждают люди знающие, многие клиенты оказались разовыми: это означает, что покупатель не получил либо должного уровня сервиса, либо надлежащего качества товара. И в этих магазинах покупалей обманывают не хуже, чем в гастрономе возле вашего дома.
Самой большой проблемой для покупателей является «обман по почте», например, когда «дистанционный» торговец обещает за покупку какой-то безделушки участие в розыгрыше дорогого автомобиля. Клиент, поверив в это, посылает деньги на счет фирмы и остается ни с чем.
Между прочим, сейчас дистанционной торговлей в России занимаются 40 отечественных и зарубежных компаний, их оборот приближается к полумиллиарда долларов. «Виртуальные» магазины продают сегодня у нас в стране чуть более трети всех книг, более одной пятой периодических изданий 15% одежды и обуви. Так что будьте бдительны, любители покупать через Интернет.

 

Хотите справедливости?

 

Разумеется, если вас обманули в магазине, относящемся к известной сети, и вы заметили обман, деньги, скорее всего, вернут. Как вернули их человеку, заплатившему 500 рублей за батон хлеба, или женщине, обнаружившей у себя на чеке пробитые 10 бутылок пива, которые она и не думала покупать.

Но, если вам захотелось обязательно призвать данную конкретную торговую точку к порядку, можете смело обращаться в Госторгинспекцию: там любят сигналы граждан, и обидевшим вас работникам торговли мало не покажется.

Между прочим, новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гласит:

Статья 14.7. Обман потребителей

Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг),

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.

Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 15 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 30 МРОТ, на юридических лиц - от 100 до 300 МРОТ.

И, как вы сами понимаете, работники контролирующих органов с удовольствием применят любую из этих статей, как только зафиксируют обман, обвес или обсчет. Хотя, разумеется, лучше, когда к их помощи не нужно прибегать.

 

Михаил Вирин, зам Председателя муниципального собрания Москворечье-Сабурово

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.