На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Михаил Вирин. Плата за въезд ::

 

На днях вновь, в который уже раз, представители мэрии столицы заговорили о возможном введении платного въезда в центр города.

О том, возможно ли это, и что будет, если платный въезд в центр все же введут, мы беседуем с главой муниципального округа Москворечье – Сабурово Михаилом Вириным.

 

- Михаил Михайлович, как Вы считаете, введут ли в Москве плату за въезд в центр города?

- Вы знаете, столичный Департамент природопользования впервые выступил с таким предложением еще летом 2005 года.  Причем это была не просто идея – речь шла и о конкретных технических вещах. Въезд машин в центр Москвы было предложено ограничить шлагбаумами. Эти шлагбаумы должны были быть автоматическими, открывающимися при помощи специальных карт с микрочипом.  Карточки для проезда в центр Москвы должны были выдавать только тем водителям, чьи машины соответствуют экологическим нормам (не забудем, что предлагал эти меры Департамент природопользования).

И, разумеется, речь шла о платном въезде. Хотя бы в пределах Бульварного кольца. По словам представителей тогдашней мэрии, цены должны соответствовать уровню жизни россиян.

- Вы хотите сказать, что прошло 9 лет, а идея так и не претворена в жизнь?

- Я хочу сказать, что идея эта не нова и обсуждалась не раз. Причем каждый раз на обсуждение она выносилась с какими-то неприемлемыми подробностями.

Так в марте 2007 года  Минтранс предложил ввести плату за въезд в центры городов, и Москва, разумеется, стояла первым номером.

- Да, я помню эту историю. Тогда правительственные чиновники все кивали на Лондон, где такая плата взимается.

- Причем не просто кивали, а доказывали, что всё у нас должно быть также. Например, в Лондоне ежедневная плата за въезд в центр города составляет 8 фунтов стерлингов (около 400 рублей), в России предлагалось сделать ее лишь немногим меньше. Московским автовладельцам это грозило настоящим разорением…
Хотя, скажем честно, большинству россиян идея платного въезда в центр города кажется возмутительной безотносительно к сумме, которую придется платить.

- Любят у нас халяву. А уж когда завтра предлагают платить за то, что сегодня ещё бесплатно, - тем более.

- Знаете, подобная реакция не в последнюю очередь обусловлена чисто российскими особенностями. Англичане, стояли у истоков механики, личные автомобили у них очень давно, поэтому отказ от них в пользу автобусов  многие восприняли как благо. А россияне только-только пересели на автомобили, и тут им предлагают вновь «в синий троллейбус сесть на ходу». Но граждане готовы часами стоять в пробке, лишь бы в своем, родном транспортном средстве.
В итоге же многокилометровые пробки возникают в столице практически каждый день. Автопарк Москвы сегодня составляет 10% всего автопарка страны. По мнению экспертов, в самом ближайшем будущем, если прирост автопарка будет увеличиваться теми же темпами, количество автомобилей в Москве превысит 5 млн штук и движение в городе может просто встать.

- Но ведь это была не последняя попытка ввести плату за въезд в центр Москвы. В октябре 2010 года возможность введения платы за въезд рассматривала столичная администрация.

- Да. Предложение о взимании платы за въезд было одним из предложенных пунктов постановления правительства «О концепции развития городского пассажирского транспорта в городе Москве на 2011-2013 годы». По мнению разработчиков документа, подобная мера должна была стать одним из решений задачи по организации приоритетного движения общественного транспорта, а также повышения скорости его движения.

Между прочим, тогда же рассматривался и воплотившийся в жизнь проект выделения для автобусов и троллейбусов отдельных полос на дорогах.

Как утверждалось в этом документе: «Целью концепции является выработка предложений по реформированию системы пассажирского транспорта, направленных на повышение качества транспортного обслуживания населения за счет более эффективного использования имущества города Москвы (находящегося в хозяйственном ведении транспортных предприятий). А также привлечения негосударственных инвестиций в сферу транспортного обслуживания, развития конкуренции на рынке пассажирских перевозок, установления в городе реальных приоритетов для транспорта общего пользования». Основными же приоритетами в развитии наземного общественного транспорта были названы  безопасность перевозок, доступность для различных слоев населения (в том числе для маломобильных групп населения), повсеместность, экологическая и энергетическая эффективность, а также скорость сообщения и уровень комфорта.

- Насколько я помню, от идеи взимания платы за въезд в центр в итоге было решено отказаться, так как платный въезд может снизить деловую активность.

- Да. Ставший мэром столицы Сергей Собянин заявил, что для преодоления транспортного коллапса в городе будут приняты радикальные меры, однако, о взимании платы за въезд в центр города речь не идет. Хотя, как сказал он тогда, для преодоления транспортного коллапса в городе «конечно, потребуются достаточно, может быть, жесткие кардинальные меры». И тут же было сказано, что «платные парковки, плата за стоянку машин прямо на улицах  должна быть».

- И вот всё возвращается на круги своя.

- Я бы так не сказал. Все дело в стоимости любого проекта. Строить многоуровневые развязки – очень дорого. Расширять улицы и возводить эстакады – дороговато. А ввести плату за въезд в центр города – намного дешевле. Но при этом, обратите внимание, как осторожны представители московского правительства, которым предлагает эту меру вроде бы посторонний и независимый человек.

Предложение сделать въезд в центр города платным прозвучало на прошедшем в столице заседании международного экспертного совета. И выдвинул его на этот раз генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта Алан Флауш. Отметив успехи Москвы в деле организации платных парковок, он рекомендовал властям российской столицы на этом не останавливаться.

«Может быть, теперь нужно сделать следующий шаг вперед — ввести плату за въезд в определенные зоны в городе. Я думаю, что в ближайшие годы вы уже сможете пойти по этому пути», — отметил специалист, обращаясь к мэру Москвы Сергею Собянину. Дальше – больше: отвечая на один из вопросов, Флауш отметил, что не надо бояться общественного мнения: большинство водителей через некоторое время сами поймут полезность этого шага.

Казалось бы, как ни поддержать такое предложение? Тем не менее, ответ столичных властей был осторожным. «Один из вариантов, который успешно себя зарекомендовал, — это введение платного въезда. Это экспертное мнение. Мы его обязательно изучим. Посмотрим все минусы и плюсы. Говорить о том, что приняты уже какие-то решения, пока рано», — заявил глава департамента транспорта, заммэра Максим Ликсутов.

В этой связи можно вспомнить, как в июле прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин в интервью телеканалу «Россия 1» объяснял, что город не планирует брать плату за въезд в центр, так как это решение приведет к транспортному коллапсу: «Представьте себе: мы центр закрыли, сделали платным. Во-первых, мы сделаем заложниками всех жителей Центрального округа, которые должны даже домой въезжать за плату и выезжать. Во-вторых, огромный поток автомобилистов попытается объехать центр по бесплатным дорогам, например по тому же Третьему транспортному кольцу».

Будем честными, Сергей Семенович неплохо изучил психологию жителей города, которым руководит.

- То есть Вы думаете, Михаил Михайлович, что столичное правительство и на этот раз не пойдет на введение платы за въезд в центр?

- Видите ли, вице-мэр Москвы Максим Ликсутов заявил по этому поводу, что город «изучает» возможность введения платного въезда в отдельные районы.

Идея ограничения въезда легковых автомобилей в отдельные районы города . А, например, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен, что введение платы за проезд через центр неизбежно. «То, что сейчас делается в Москве,— практически полная калька транспортной модели Лондона, где давно работает платная зона,— говорит он.— Перед тем как ввести платную парковку, департамент транспорта также созывал экспертов, чтобы они изложили идею. Мэрия просто частично перекладывает ответственность за непопулярные решения на зарубежных специалистов».

Пока что ясно одно: это решение будет прорабатываться очень кропотливо, поскольку его минусы могут оказаться катастрофическими. И в правительстве Москвы это понимают.

 

Беседовал Влад Борисов

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.