Странные и пугающие новости о положении в отечественном
социальном обеспечении то и дело появляются на страницах СМИ. То пенсионные
деньги за этот год, находившиеся на счетах негосударственных пенсионных фондов
оказываются изъятыми в бюджет и потраченными. То члены правительства рассуждают
о том, не стоит ли изъять и накопления за следующий год. О гримасах проходящей
уже много лет пенсионной реформы говорить вообще не приходится, настолько она
запутана и сомнительна.
Что же все-таки происходит с пенсиями, причем не только у
нас в России, но и во всем мире?
Об этом мы беседуем с главой муниципального образования
Москворечье – Сабурово Михаилом Вириным.
- Михаил Михайлович, известно, что стариков у нас
становится всё больше, и государству всё дороже обходится их содержание. Причем
большинство наших граждан возлагают надежды на государственные пенсии, но на
достойную старость не рассчитывают.
- Давайте сразу поделим сказанное на две части. Первая часть
– общемировая тенденция. Население мира в последнее время перестало расти –
рождаемость снижается, поэтому одновременно общество необратимо стареет, отсюда.
Вслед за этими процессами происходят фундаментальные изменения в экономике,
политике и структуре общества.
Проблема старения населения, раньше была актуальна главным
образом для развитых стран. Чем ближе к европейскому образу жизни, тем ниже
рождаемость. Те, кто помнит еще жизнь в СССР, наверное, знает, что самая низкая
рождаемость была в ориентировавшихся на Европу прибалтийских республиках. Самый
значительный прирост населения давали республики Средней Азии.
В XXI веке демографические проблемы приобретают всемирный
масштаб, поскольку тенденции снижения смертности, увеличения средней
продолжительности жизни и, главное, снижения рождаемости (так называемый
демографический переход) постепенно распространяются на всю планету.
- Ну, в Африке пока рожают исправно и помногу.
- Эксперты утверждают: средний уровень фертильности в мире,
определяемый как количество произведённого потомства на 1000 женщин
репродуктивного возраста (как правило, 15-49 лет), за последние 60 лет снизился
в два раза. В итоге он упал с 5 до 2,5 ребенка на женщину. При этом в менее
развитых регионах мира этот показатель уменьшается быстрее. А ведь именно менее
развитые страны были основой достаточной мировой рождаемости. В глобальном
масштабе количество рождений стабилизировалось на уровне 140 миллионов в
год.
- Но мы видели и отрицательные стороны высокой
рождаемости в слаборазвитых странах: те самые дети, появлению на свет которых
так радуются ученые-демографы, стараются потом эмигрировать в развитые страны,
нередко создавая там проблемы.
- Всякая медаль имеет две стороны. Хотя в том, что
происходит с мигрантами в самых разных странах, виноваты обе стороны
возникающих конфликтов. Руководство любой страны, принимающей в больших
количествах людей с иным менталитетом, иной культурой, иными жизненными
установками, должно понимать, что проблемы неминуемы. Но мы сейчас не об этом.
Мы даже не о том, что иммигрантские общины тоже стареют.
Средняя продолжительность жизни в мире с 1950 года выросла с
47 до 69 лет. Согласно по прогнозам ООН, она увеличится до 77 лет к 2050 году.
К 2060 году в мире не должно остаться ни одной страны с продолжительностью
жизни меньше 60 лет. А к 2100 году ожидается, что в 47 странах мира будут жить
в среднем более 90 лет.
Стоит ли удивляться, что в такой ситуации пенсионный возраст
в развивающихся странах неумолимо ползет к отметке 70 лет. Наверное, и в России
уже повысили бы пенсионный возраст, но руководство страны опасается негативных
общественных последствий такой акции. К тому же средняя продолжительность
жизни наших мужчин пока не дотягивает даже до сегодняшнего пенсионного
возраста, и от этого тоже никуда не уйти.
- Тем не менее, дыра в бюджете ПФР РФ такова, что ее
никак не могут закрыть. Хотя есть еще одно мнение: на нужды аппарата самого ПФР
уходит до 20% собираемых денег – отсюда и дефицит.
- Конечно, есть вещи, которые можно объяснить чисто
российской спецификой. Между прочим, то, что у нас не умеют, как в развитых
странах, правильно вкладывать пенсионные деньги в долгосрочные высокодоходные
проекты, ведет к итоговому дефициту ПФР отнюдь не меньше, чем расходы на его
аппарат.
Однако старение населения — угроза устойчивости
государственных финансов даже в тех странах, где велика роль негосударственного
пенсионного обеспечения. Увеличение доли пожилого населения не только занимает
умы ученых-экономистов и демографов, но и тревожит в той или иной степени
обычных граждан по всему миру. Международными организациями проводятся исследования
касательно представлений опрошенных относительно их уровня жизни на пенсии и
взглядов на то, кто должен нести основную ответственность за пенсионное
обеспечение.
Между прочим, из всех попавших в выборку стран в России
оказалось больше всего респондентов, возлагающих бремя выплаты пенсий
исключительно на государство, и одновременно меньше всего тех, кто рассчитывает
на достойный уровень жизни в старости. Будем честными: с одной стороны, такой
настрой свидетельствует о здравомыслии наших граждан, которые трезво оценивают
возможности и желания российских властей. Но с другой стороны, такое отношение
демонстрирует низкую степень готовности самостоятельно готовиться к жизни после
окончания трудовой деятельности.
- А каковы количественные результаты исследований?
- 33,9% опрошенных граждан России на вопрос: «На что Вы
рассчитываете жить в старости?» ответили: «На государственную пенсию». Чуть
меньше – 33,7% считают, что будут жить на собственные средства. Что под этими
средствами понимается, увы, не совсем ясно. Меньше всего – 5% опрошенных
рассчитывает на помощь детей. Наконец, 27,4% респондентов уверены, что не
доживут до пенсии.
- Оптимистичный у нас народ. Но разве в других странах
роль государства в пенсионном обеспечении граждан невелика?
- Сегодня нагрузка на государство по части пенсионного
обеспечения растет во всем мире. По данным МВФ, с 1960 по 2010 год в развитых
экономиках госрасходы на пенсии (по старости и страховые) в среднем выросли с
3,8% до 8,4% ВВП, в развивающихся — с 2% до 5,6% ВВП. Для развитых стран МВФ
прогнозирует увеличение профильных бюджетных расходов до 9,6% ВВП к 2030 году,
а для развивающихся —до 6,5% ВВП. При этом в некоторых демографически
неблагополучных странах этот показатель может достигнуть критической величины.
- Но ведь есть страны, где негосударственные пенсии имеют
большее значение, чем государственные.
- Есть, но и там, где доминируют негосударственные схемы
пенсионного обеспечения, старение населения все равно косвенно увеличивает
бюджетные траты — прежде всего на здравоохранение и сопутствующую социальную
инфраструктуру для престарелых.
Существует и такая проблема, как общеэкономический эффект
старения населения, связанный со снижением производительности труда в старших
возрастных группах, в частности для работников в возрасте 55-60 лет. Но обо
всем этом мы поговорим в следующий раз.
Беседовал Влад Борисов
|