На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Метро тревоги нашей ::

 

Очередное ЧП произошло в среду 19 июня утром в московском метро. На Серпуховско-Тимирязевской линии произошла уже третья за последние несколько дней остановка состава. Движение поездов на ветке было приостановлено. Сообщается, что причиной ЧП послужила неисправность одного из вагонов.

Предыдущие два происшествия выпали на один и тот же день, 11 июня. Сначала у одного из поездов оказался неисправен тормоз, да к тому же произошло короткое замыкание. В итоге без трех минут девять, в самый час пик, на перегоне «Серпуховская» - «Тульская» поезд с 900 пассажирами простоял в тоннеле около сорока минут.  А вечером, опять же в час пик (около 18 часов) на станции «Отрадное» пассажир, решивший свести счеты с жизнью, бросился на рельсы под прибывающий поезд. На этот раз с критической ситуацией справились за 20 минут. 

Однако все это – только отголоски ЧП, произошедшего на одной из самых загруженных линий московского метро, Сокольнической, 5 июня. Тогда из-за возгорания высоковольтного кабеля в тоннеле  между станциями «Охотный Ряд» и «Библиотека имени Ленина» из-под земли вывели около 4000 пассажиров. На улицу пассажиры выходили, кашляя, у них слезились глаза, а одежда и лица были запачканы копотью. За медицинской помощью обратились десятки людей, кто-то попал в реанимацию.

Работниками метрополитена и сотрудниками МЧС были введены чрезвычайные меры безопасности. Кроме «Охотного Ряда» на вход закрыли станции «Лубянка» и «Комсомольская» Сокольнической линии. Как передает «Интерфакс», поезда не ходили между станциями «Комсомольская» и «Парк культуры».  В итоге на «Комсомольской» и «Парке культуры» возникла давка. Поскольку поезда с пассажирами продолжали прибывать, людей на этих станциях высаживали, а эскалаторы не справлялись с подъемом пассажиров, на платформах скопилось много людей. По концевым участкам «красной» ветки поезда стали ходить с увеличенными интервалами, на станциях скопилось много пассажиров.

Резюме из всего случившегося может быть одно: любая серьезная техническая поломка в метро может стать для столицы катастрофой. Как писали в интернете люди, ставшие свидетелями ЧП 5 июня: «В Москве никакая война не нужна - в нескольких местах провод загорится, люди задавят и растопчут друг друга». «То, что сейчас творится в метро, ясно показывает, что оно работает на пределе своих возможностей. Небольшой сбой — и ад начинается везде».

Но что требовать от единственной транспортной сети, спасающей многомиллионный город от коллапса на дорогах? Для тех, кто имеет хотя бы минимальное представление о нашей подземке, в этом нет ничего удивительного.

Но посмотрите, количество публикаций о пробках на земле в разы превышает число статей о том, что происходит под землей. Даже о велосипедных дорожках, которые якобы могут стать заменой городскому транспорту, пишут чаще, чем о проблемах метро. Как написал в «Ведомостях» экономист Константин Симонов: «Ездить на метро у нас считается чуть ли не позором. И власть, и креативный класс предпочитают автомобиль. Метро воспринимается как мир морлоков (подземные люди романа Уэллса «Машина времени» - М.В.), обреченных спускаться в подземелье. Но если городская власть и правда думает пересадить людей на общественный транспорт, то нужно заниматься, прежде всего, метро».

Лично я не согласен с такой оценкой отношения среднего класса к метро: посмотрите на перехватывающие парков у станций метро за пределами ТТК – они по будням забиты машинами. Те самые представители среднего класса, что предпочитают автомобили, оставляют свои машины тут, чтобы не стоять в пробках, а их пока что нет только в метро. Другое дело, что метро привычно считается «неубиваемым» и речь идет лишь о его продолжении.

Но вот целая серия аварий на столичном метрополитене говорит о том, что столичная подземка уже на пределе.

При этом московская власть постоянно заявляет о желании пересадить людей на общественный транспорт. Но в таком случае нужно заниматься, прежде всего, метро. Это единственный вид перемещения по городу с прогнозируемым временным результатом.

Увы, пока, кроме новых станций, нам руководство метрополитена, а вслед за ним и руководство города ничего не обещают. А ведь нормальная работа московского метро – не только транспортная, но во многом и социальная проблема.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», наиболее авторитетный эксперт в своей области Михаил Блинкин объясняет: «Транспортное устройство Москвы таково, что у нас в центр едет минимум 60% всех занятых большой Москвы, то есть Москвы с окрестностями. Они едут на этот пятачок территории. Естественно, суперконцентрированные потоки в основном ложатся на метро. При такой конфигурации транспортных связей в городе любой сбой приводит к очень большим последствиям. Это так называемая встроенная структурная неустойчивость. Структурная, а не какой-то мелкий грех, который мы исправим, примем какой-то регламент или что-то отремонтируем. Так устроены потоки в городе».

Может ли компенсировать неполадки в метро наземный транспорт?

Автобус может перевозить сразу около ста человек, поезд метро – полторы тысячи. Как говорит об этой проблеме все тот же Михаил Блинкин: «В Москве это технически невозможно. Как распределить, если основные линии метро в пиковое время перевозят 60 тыс. пассажиров за час. В городе нет таких ресурсов ни на улице, ни под землей».

Московская транспортная система создавалась не сегодня, не вчера и даже не позавчера. Но сегодня она явно перешагнула свой предел. Да, ее развитие в новом направлении займет годы, но начинать его необходимо сегодня, поскольку этого не начали делать вчера, когда было больше возможностей.

Но начинать, все равно, придется с метро: только его бесперебойная работа может обеспечить столицу возможностью эффективно провести необходимую реконструкцию городских магистралей. Без метро все попытки изменить транспортную систему Москвы к лучшему обречены на провал.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.