На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Торговля в Москве с двух точек зрения ::

 

В самом конце января в пресс-центре медиахолдинга РБК состоялась пресс-конференция заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрея Шаронова.

Любое подобное мероприятие служит пищей для размышлений, и это не было исключением. Журналисты задавали острые, по их мнению, вопросы, Шаронов давал исчерпывающие, по его мнению, ответы.

Учитывая очень остро стоящую сейчас проблему фактической борьбы власти, причем не только московской, с малым торговым бизнесом, вопрос на эту тему был прямо-таки изюминкой, с точки зрения журналистов. И заместитель мэра дал на него развернутый ответ.

Шаронов признал, что в столице «несколько уменьшилось количество объектов торговли». На 1 января 2011года в городе их было 63 тысяч, на 1 января 2013г. - 53 тысячи. «Это произошло, - объяснил Шаронов, - прежде всего, в результате сокращения мелкой розницы - я имею в виду по количеству, также продолжается процесс сокращения числа рынков».

Этот ответ, видимо, нуждается в комментариях. Не берусь спорить с человеком, отвечающим в городском правительстве за вопросы экономической политики, по приведенным цифрам, но по собственным наблюдениям и по рассказам знакомых, встает несколько иная картина. Эта картина, разумеется, субъективна, но именно ее рисуют в своих впечатлениях о происходящих переменах рядовые москвичи.

А речь они ведут о том, что возле станций метро, остановок городского транспорта, просто возле их домов уже снесены практически все киоски. Перехватить по дороге на работу или с нее где-нибудь на выходе из метро пирожок или ту же сосиску в тесте становится проблематичным. Возле станций метро снесли даже вполне стационарные совмещенные один с другим павильоны, где можно было оплатить мобильную связь и даже коммунальные услуги, купить цветы и так далее, и тому подобное. Между прочим, на исчезновение киосков с цветами жалоб, пожалуй, больше всего.

Однако у Андрея Шаронова другой взгляд на вещи: «Увеличилась общая площадь предприятий торговли и общественного питания, в том числе, за счет введения новых крупных объектов, - утверждает он. - И это подтверждает, что город рассматривает торговлю как один из приоритетов. Москва отстает по количеству современных оборудованных торговых площадей не только по сравнению со среднестатистическим европейским городом, но и по сравнению с рядом российских городов».

И здесь мы сталкиваемся со своеобразным феноменом принципиально разного взгляда на вещи со стороны рядовых граждан, малых предпринимателей и представителей городской власти. Если рядовые граждане судят о происходящих переменах по тому, насколько просто и насколько дешево они могут купить те или иные товары, то глава экономического блока столичного правительства ориентируется на такие показатели, как «общая площадь предприятий торговли и общественного питания» и «количество современных оборудованных торговых площадей».

Люди говорят на разных языках, и друг друга им не понять. Для Андрея Шаронова «крупные торговые объекты» - это хорошо. Минимум для половины москвичей это, наоборот, плохо. Видел ли заместитель мэра, с чего начинается утренняя субботняя поездка многих граждан за продуктами в «Ашан»? Ведь это – тот самый крупный торговый центр, за которые он так ратует.

А начинается такая поездка с пробки на МКАД, которая предшествует въезду к гипермаркету. А затем – поиск места на стоянке. И, наконец, сумасшедший дом в гигантском торговом зале, по которому сотрудники магазина передвигаются на роликовых коньках.

Да, «Ашан» для многих удобен, но далеко не для всех. Не раз и не два мне доводилось слушать рассказы о пожилых людях, которых дети или внуки привозили в «Ашан»: они очень быстро сбегали из магазина. Людям немолодым, людям, воспитанным при советской власти, а их еще немало, привычнее небольшие магазины недалеко от дома, а не гипермаркеты у черта на рогах. Они вполне свыклись с уничтоженными ныне «Тонарами», особенно теми, что представляли какого-то конкретного производителя – мясной или молочный комбинат. Они с удовольствием ходили на рынки и ярмарки выходного дня, где у многих были «свои» продавцы.

На той самой пресс-конференции Шаронов признался, что для города улучшение торговой сети – «это важная задача, которая должна привести не только к повышению качества обслуживания, но и к просто конкуренции, а значит, и к снижению торговой наценки, которая сейчас по ряду товаров и сегментов торговли слишком высока». Но зачем тогда уничтожать мелкий торговый бизнес, который в какой-то мере обеспечивал эту самую конкуренцию? Зачем идти на поводу у крупных торговых сетей, стремящихся диктовать москвичам свою волю? Между прочим, торговая наценка высока именно у них. И каждый раз, когда сметаются с улиц ларьки и рынки, эта наценка делает следующий шаг вперед.

Увы, есть две правды: правда покупателей и правда показателей. Увы, у нас в стране эти правды существуют абсолютно независимо, во многих случаях не имея между собой ничего общего. И пока не совместятся взгляды на проблему, жители города будут в проигрыше. Со всеми вытекающими последствиями для их отношения к городским властям. И об этом тоже надо думать.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.