На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Гордиев узел для России
Часть первая ::

 

На днях закончилось скандальное уголовное дело о драке у клуба «Гараж». Чемпион по боям без правил Расул Мирзаев ударил по лицу неудачно пошутившего то ли по его поводу, то ли по поводу его девушки Ивана Агафонова. Тот упал, ударился головой об асфальт, получил тяжелую травму и через три дня умер в больнице.

Я не собираюсь комментировать этот процесс, очень быстро перешедший из уголовной в политическую плоскость. Я о другом: банальная бытовая ссора не просто закончилась трагически, но и отразила всю сложность межнациональных отношений в столице, а, может быть, и в России вообще.

Только что сенатор Владимир Джабаров, автор поправок об упрощенном получении российского гражданства заявил: «В 1991 году Россия от них ушла. Соотечественники имеют безусловное право на гражданство просто по факту своего происхождения».

От каких соотечественников ушла Россия? Первоначально, действительно, ото всех. Но вот уже не один год идет проект возвращения соотечественников. Их заманивают в регионы, где нужны люди, им обещают работу и жилье. Из тех, кого агитируют переехать, приезжают единицы, значительная часть которых в итоге уезжает обратно.

Но речь не о них, поскольку программа возвращения соотечественников обращена к русскоязычному населению республик бывшего СССР. А сенатор Джабаров и его коллеги, соавторы по предложению упростить процедуру предоставления соотечественникам российское гражданство, Фетисов и Умаханов имеют в виду совсем других людей. Ведь из требований, которые выдвигает действующий закон о гражданстве, они хотят убрать не только 5-летний срок проживания на территории РФ, но и наличие законного источника средств к существованию и степень владения русским языком.

Между прочим, после распада Советского Союза для признания гражданства РФ был избран так называемый нулевой вариант. Гражданами России признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие в РФ на день вступления закона в силу, то есть на 6 февраля 1992 года. В тот момент это помогло избежать целого ряда проблем, с которыми столкнулся ряд постсоветских государств.

После 2002 года режим для уроженцев стран СНГ, как и выходцев из дальнего зарубежья, ужесточился. Чтобы законно находиться на территории России, достаточно было иметь разрешение на работу или временное проживание и регистрацию. Но измененный закон «О гражданстве» уравнял в правах людей, только что прибывших в Россию, и тех, кто живет здесь давно. Теперь они должны были получать вид на жительство. А, стало быть, претендовать позднее на гражданство им становилось гораздо сложнее.

Напомним, что всю первую половину 90-х в Россию шел поток русских беженцев из целого ряда бывших советских республик. Первые места держали страны Центральной Азии. Бежали люди и из Молдавии, где уровень жизни упал ниже плинтуса, из воевавшего Приднестровья. Кое-кто приезжал с Украины.

Но в основном люди приезжали работать: заработать денег и вернуться к себе. Никакое гражданство им не было нужно.

Сейчас создалось иное положение. Жители ряда стран СНГ хотели бы переехать в Россию, а не мыкаться на нищей родине. Кто эти люди, которым предлагается давать гражданство в упрощенном порядке?

Уже упоминавшийся Владимир Джабаров объясняет это так:

«Речь идет как раз о соотечественниках, а не обо всех жителях государств постсоветского пространства.

Если внимательно, а не дилетантски, подойти к определению понятия «соотечественник за рубежом», которое изложено в статье 1 закона о соотечественниках, то из него ясно, что это фактически три группы лиц.

Первая – это граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за рубежом. Очевидно, что для них поправки в закон о гражданстве не актуальны.

Вторая – это проживающие за рубежом люди, которые принадлежат к народам, исторически проживающим на территории современной Российской Федерации. Это русские, татары, башкиры, удмурты, карелы и так далее.

Третья группа включает в себя лиц, «сделавших свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией». Но одного «свободного выбора», естественно, недостаточно, поэтому данная категория лиц, чтобы считаться соотечественниками, должна обладать двумя важными признаками, а именно: наличием предков, которые проживали на территории, соответствующей современным границам Российской Федерации. Что значит «проживали»? Например, имели штамп в паспорте о прописке. И второй признак – эти предки должны иметь либо гражданство СССР, либо принадлежность к Российской империи. Все это и прописано в статье 1 закона о соотечественниках».

Фактически речь может идти о миллионах и миллионах жителей Центральной Азии (той, что в советские времена мы привыкли называть Средней Азией). К той же категории можно отнести проживающих в Турции чеченцев и целый ряд других кавказских народов, живущих в самых разных странах. Трудно ожидать, что запросятся к нам в город Энгельс поволжские немцы, или начнут перебираться на Ладогу изгнанные оттуда в свое время финны. Не бегут же к нам русские, оказавшиеся в странах Балтии в положении «неграждан».

Вот именно эта перспектива, предлагаемая на фоне крушения идеи мультикультурализма в Западной Европе, и вызывает самые большие сомнения. Тем более, что трения на межнациональной почве происходят у нас в стране куда чаще, чем хотелось бы.

В обществе достаточно бурно идет полемика на эту тему. Но о ней – в следующий раз.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.