На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Системный подход к проблемам столицы
Часть первая ::

 

Споры о том, как решить транспортные проблемы столицы продолжаются. Различные эксперты высказывают разные мнения, которые объединяет одна общая мысль: нужна новая стратегия развития московского мегаполиса.

При этом большинство экспертов согласны с еще одним основополагающим мнением: транспортные проблемы в любом большом городе, не только в Москве, не могут быть решены достаточно быстро. Эти проблемы существуют во многих странах и многих городах. И решаются они не годами – десятилетиями. Так что не стоит ожидать, что у нас какие-то, даже самые решительные, действия могут принести быстрый успех.

А вот дальше уже в свои права вступает истина: сколько людей, столько и мнений. Лично мне понравилась мысль о том, что проблема транспорта должна решаться, исходя из определенной долгосрочной миссии города, из общей системы управления в нем.

В централизованной системе управления, существовавшей в советское время, все шло в одном направлении: от большого центра к следующему по величине (Союз, республики, области, районы). И эта система определила нашу транспортную сеть: она у нас древовидная. В итоге две деревни, находящиеся в двух – трех километрах друг от друга, но в разных регионах, не всегда связаны проезжими дорогами. Ехать надо через райцентры. И вместо двух километров получается все двадцать.

Это отразилось и на столице: у нас есть хорошие радиальные дороги, но плохая связанность районов города между собой.

Наконец, в Москве дает знать о себе еще один отрицательный момент: слишком много всего оказалось сконцентрировано в центре города. У нас долгие годы практически существовал лозунг: «В центр – на работу». Если мы хотим коренным образом решить транспортные проблемы города, то эту миссию центра и надо переосмыслить. Грубо говоря, нужен новый лозунг, гласящий, например, что в центр нужно ездить не на работу, а на отдых.

Центр может стать рекреационной зоной, зоной отдыха, музеев, развлечений.

Конечно, нельзя изменить все мановением волшебной палочки, да и палочки такой у нас нет. Нельзя взять всех и выселить из центра. Нужны стимулирующие меры, способствующие тому, чтобы разнообразные офисы постепенно уходили из центра города.

Надо раз и навсегда решить, что в городе есть территории, где запрещено строить какие-либо объекты, притягивающие большое количество поездок, особенно в часы пик. Это – офисы, большие торговые центры и так далее. При таком планировании функции центра, притягивающие к нему значительное количество автотранспорта, должны быть ограничены.

У нас в Москве есть, например, проблема с гостиницами, особенно не очень дорогими, которые необходимы, если мы хотим, чтобы наша столица была туристическим городом. И если наши госучреждения все же вынуждены будут переехать в новую Москву, на их месте ни в коем случае нельзя располагать офисные центры. Здесь нужны гостиницы, музеи, другие центры досуга.

Исходя из этой миссии, и необходимо устранять причину чрезмерно большого количества поездок в центр города. Для этого некоторые эксперты предлагают, например, стимулировать вывод объектов, притягивающих поездки на личном автомобиле за пределы центрального административного округа с помощью арендной и налоговой ставки. По их мнению, сейчас налог на недвижимость не влияет от места расположения и потому здание на Тверской и в Бутово может облагаться налогом одинаково. Нужно не только привести все к рыночной цене, но и возможно увеличить ставку налогообложения на офисные здания и уменьшить на гостиницы.

Также нужно также стимулировать крупные госкорпорации к переезду в отдаленные районы города или в Подмосковье. Например, следуя мировой практике, целесообразно размещать крупные государственные корпорации в относительно неблагополучных районах города или пригородах. Это позволит не только разгрузить центр города от транспорта, но и улучшить ситуацию в отдаленных от центра районах.

По сути, речь идет о том, что вместо чисто репрессивных мер (запрет на парковку и так далее) нужно заняться снижением «спроса» населения на поездки в центр города в час пик.

Это, действительно, - стратегический подход на долгие годы, который может быть выработан, зафиксирован и реализован.

А, если вернуться к вопросам, связанным с тем, что у нас есть большие государственные корпорации, которые располагаются в центре, то им, по большому счету, здесь делать нечего. Это же можно сказать и о больших негосударственных корпорациях. Они могли бы проявить социальную сознательность и расположиться в окраинных районах столицы или Подмосковья, где даже с точки зрения развития инфраструктуры не все в порядке. Ведь такой «якорный» объект в отдаленном районе может стать тем же, что и «якорный» арендатор в торговом центре. Ведь не секрет: если в торговом центре расположился крупный магазин, то более мелкие арендаторы приходят вслед за ним. Поэтому их присутствие будет развивать окраинные районы, которые перестанут быть исключительно спальными. И транспортные потоки, стремящиеся в центр, станут меньше.

А о вариантах решения других проблем, связанных с транспортом, мы еще поговорим.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.