На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Ехать или шашечки?
Часть вторая ::

 

Скажем честно, столичным таксистам концепция московского правительства не понравилась. Она может оказаться не по силам небольшим частным компаниям и индивидуальным предпринимателям. А ведь последних почти 10 тысяч из 18 тысяч легально работающих в Москве такси. Если действительно будут введены жесткие требования, крупные предприятия останутся на плаву, а всю «мелочевку» просто задавят, утверждают источники в отрасли.

Во-первых, использовать для такси стандартного класса предлагается всего восемь разрешенных моделей, в частности бюджетные иномарки Ford, Hyundai, Renault и Volkswagen. А что делать тем, у кого машина не включена в перечень? Срочно продавать ее, искать деньги и покупать ту, которую считают нужным чиновники?

По задумке ведомства, все автомобили стандартного класса должны быть желтого цвета, с нанесенным на кузове номером единого call-центра и едиными же тарифами. Но тут же делается серьезная оговорка: наряду с обычным планируется организовать и такси VIP-класса. И эти фирмы уже не будут ограничены ни моделями машин, ни ценовой планкой. Это напоминает «Скотный двор» Оруэлла: «Все животные равны, но некоторые равны больше».

Много вопросов вызывает и ситуация с единым call-центром. Он, по мнению авторов концепции, позволит снизить расходы на услуги диспетчеризации с нынешних 25% от общей стоимости заказов до 10%. Однако руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов утверждает при этом, что call-центр не будет обслуживать заказы клиентов. А будет он представлять собой горячую линию для пассажиров. Позвонив туда, можно будет пожаловаться на неудовлетворительное качество услуги, получить консультацию о работе перевозчиков или, например, сообщить о забытых в такси вещах. «Центр создается в первую очередь для того, чтобы защитить права пассажиров», - утверждает М. Ликсутов.

Скажите, пожалуйста, зачем этот call-центр таксистам?

Понимая это, г-н Ликсутов заранее оговаривается, что таксистам не придется платить за услуги единого call-центра. «Сегодня комиссионные за услуги call-центров составляют 20-30%. Мы не планируем брать с фирм такси вообще ничего. Этот центр будет полностью финансироваться за счет средств муниципалитета». Разумеется, г-н Ликсутов оговорился: речь идет не о деньгах муниципалитета, а о средствах городского бюджета, но это ситуацию не меняет. Из опубликованной на сайте департамента концепции следует, что только установка средств контроля, которыми в обязательном порядке должны быть оборудованы все такси до 2016г., обойдется столичному бюджету в 500 миллионов рублей. Зачем московскому бюджету нужны такие расходы? Чтобы выслушать жалобы пассажиров такси?

А еще на всех машинах такси должны быть установлены стандартные колпаки с надписью «Такси» и терминалы для безналичного расчета по банковским картам. Кто будет платить за эти новшества?

По словам главы столичного департамента транспорта, большинство участников рынка в той или иной степени поддерживают предложенную концепцию развития такси. Таковы, по официальной информации, итоги консультаций с представителями 70% компаний. Увы, целый ряд событий показал, что московские чиновники выдают желаемое за действительность.

9 августа на Суворовской площади полторы сотни членов профсоюза «Таксист» провели акцию протеста против политики мэрии Москвы по упорядочиванию работы такси. В акции приняли участие представители целого ряда компаний.

Их не устраивает в первую очередь то, что департамент транспорта Москвы запускает новую реформу, так и не начав эффективную борьбу с нелегалами. «Обычно проверяют легальных таксистов или компании, придираясь к оформлению документов,— утверждает гендиректор NewMoscowTaxi Михаил Лохин.— К выявлению нелегалов это не имеет никакого отношения».

Волнует таксистов еще одна серьезная проблема — доступ к вокзалам и аэропортам. Пока что проехать туда имеют право только определенные компании, цена на проезд у которых в полтора-два раза выше, чем у других перевозчиков. «Эта проблема обсуждалась на коллегии исполнительных органов власти Москвы и Московской области, решение ожидалось в ноябре 2011 года, но ничего не сделано»,— напоминает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Резкое сопротивление вызвала у таксистов идея по установке единого тарифа на проезд. Власти хотят установить фиксированный тариф на проезд в городе (дневной тариф — 100 руб. за первый километр пути и 30 руб. за каждый следующий). Компании обратились по этому поводу с запросом в УФАС Москвы, и глава ведомства Р. Петросян уже высказался против такой тарификации. Наконец, отрицательную реакцию вызвал проект единого call-центра: большинство компаний работают с собственными диспетчерскими, которые придется закрывать.

Есть у таксистов и свои предложения. Так перевозчики потребовали от властей выдавать легальным таксистам желтые автономера, которые сейчас устанавливаются только на автобусы и маршрутные такси. По их мнению, это позволило бы пассажирам четко идентифицировать машины такси в общем потоке. Еще одно предложение — разрешить таксистам ездить по полосам, выделенным для общественного транспорта. Из-за действующего запрета пассажиров приходится высаживать на проезжей части.

При этом абсолютно все стороны, включая не только представителей столичных властей, но и рядовых граждан, и таксистов едины во мнении: в Москве пора наводить порядок с таксомоторными перевозками. «Сама цель - упорядочить сферу услуг такси, - вопросов не вызывает».- говорит упоминавшийся уже исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Однако дьявол, как говорится, кроется в деталях. Причем, скажем честно, если к этим деталям внимательно приглядеться, станет ясно, что все без исключения стороны и правы, и неправы одновременно. У каждого есть свои интересы, которые продвигаются без учета интересов всех остальных сторон.

Но обо всем этом – в следующий раз.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.