На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Революция Собянина
Часть первая ::

 

Жила Москва лужковская, не зная горя - бед. Было городское правительство, префектуры, управы… И на периферии властной вертикали существовало конституционное местное самоуправление – муниципальные собрания и непосредственно муниципалитеты.

Потом Лужкова во главе столицы не стало: бывший мэр не сработался с тоже уже бывшим президентом. На его место был назначен человек, до сих пор никакого отношения к Москве не имевший, – Сергей Семенович Собянин.

И вот, освоившись в новом для себя месте, бывший тюменский губернатор выступил с рядом предложений, которые вполне можно назвать революционными.

В то время, когда ОМОН гонялся по столичным бульварам и скверам за представителями протестного движения, столичный градоначальник предложил расширить полномочия муниципальных собраний. Об этом он заявил на съезде советов муниципальных образований Москвы. И расширять эти полномочия было предложено именно с того, что было в свое время у муниципалов отнято (вернее, не дано им, хотя и положено по федеральному закону).
«Я предлагаю предоставить муниципальным собраниям право согласования проектов строительства объектов, обслуживающих жителей конкретных районов», - заявил мэр столицы. В этот перечень, по словам Сергея Семеновича, будут включены магазины шаговой доступности, рынки, пункты бытового обслуживания, ремонтные мастерские, аптеки, учреждения для работы с детьми, спортивные сооружения и другие объекты общей площадью до 1,5 тысяч квадратных метров, а также гаражи и объекты религиозного назначения независимо от размеров здания. «В случае если две трети депутатов не согласуют проект строительства, он на этой территории не появится», - пообещал Собянин.

Также муниципальные собрания смогут согласовывать планы благоустройства дворов и городских парков, принимать участие в согласовании перечней домов, нуждающихся в проведении ремонта, и проводить проверки компаний, отвечающих за состояние зданий. Кроме того, в каждом районе Москвы будут сформированы «бюджеты развития и благоустройства», находящиеся под контролем депутатов местного самоуправления. Их размеры будут в несколько раз превышать текущие муниципальные бюджеты.

Уже после этих слов представители муниципалов Москвы могли бы срочно начать сбрасываться на прижизненный памятник мэру. Но он на этом не остановился. Собянин предложил ввести практику регулярных отчетов глав управ перед муниципальными собраниями, дабы там могли инициировать отстранение главы управы от должности. Аналогичные отчеты перед депутатами должны, на его взгляд, предоставлять и главврачи поликлиник, руководители инженерных служб. Причем новый порядок может вступить в силу уже в следующем году.

Разумеется, будущий закон не устраняет двоевластия в столице: в районах «старой Москвы» по-прежнему будут функционировать и органы государственной власти (префектуры и управы), и местное самоуправление (муниципалитеты и муниципальные собрания). Однако и обещанные Сергеем Собяниным перемены еще пару лет назад казались фантастическими.

Обращает на себя внимание еще один момент: столичный мэр идет на реформы в тот момент, когда в Москве наблюдается явное брожение умов. И речь идет не только о многотысячных демонстрациях оппозиции. На прошедших в марте выборах в муниципальные собрания впервые за долгие годы мы увидели большое количество кандидатов от разных партий и самовыдвиженцев. Спустя месяц после получения мандатов районные депутаты в целом ряде собраний так и не смогли избрать из своего числа руководителей внутригородских муниципальных образований, как этого требуют Уставы ВМО. И вот, вместо жесткого противостояния, глава столичного правительства пошел на расширение полномочий.

Более того, в мэрии «отнеслись с пониманием» к еще более революционным предложениям. Группа правоведов-урбанистов разработала пакет поправок к закону «Об организации местного самоуправления в городе Москве». Они должны не просто значительно расширить полномочия органов местного самоуправления. В них предусматривается ликвидация районных управ с передачей их функций городским муниципалитетам. Как отметил один из авторов законопроекта, профессор Московского архитектурного института Вячеслав Глазычев, принятие поправок станет серьезным шагом к контролю над действиями местных чиновников и изменит отношение москвичей к самоуправлению.

Правда, целый ряд экспертов высказывает сомнения в том, что такое развитие событий сегодня по плечу многим муниципальным собраниям. Но об этом – в следующей части.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.