На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Что же будет с высшим образованием? ::

 

В конце апреля Владимир Путин, на тот момент еще действующий премьер и избранный президент, созвал совещание на тему претворения в жизнь задач по строительству в России социальной справедливости, поставленных в его предвыборной программе.

«Самое простое и самое главное практически для каждого гражданина - это зарплата»,- заявил собравшимся чиновникам Путин и предложил обсудить ее уровень в социальной сфере.

«Если квалифицированным специалистам приходится бегать от одной работы к другой, брать на себя дополнительную нагрузку так или иначе государство вынуждено легализовать этот процесс (мы понимаем, что это отражается в конечном итоге на качестве работы), то, наверное, это не самый лучший способ решения социальных проблем».

Не буду перечислять все предложения, высказанные в ответ главами различных ведомств, скажу лишь об одном: глава Минобразования Андрей Фурсенко, уже заявлявший о том, что не хочет оставаться на своем посту в новом правительстве, неожиданно предложил более чем вдвое сократить количество бюджетных мест в вузах.

Начиналось все благостно: прежде, чем дать слово министру образования, Путин заговорил о зарплатах учителей: «Мы говорим, уровень их зарплаты должен быть не меньше, чем средний по экономике в регионе. Губернаторы говорят: да. И в конце IV квартала средний заработок в некоторых регионах становится равным среднему заработку по экономике в I квартале года. Ну, это небольшое, но все-таки манипулирование. Давайте мы все-таки будем работать без такой ерунды».

Г-н Фурсенко в свою очередь предложил обязать губернаторов, чтобы со II квартала 2013 года средняя зарплата работников дошкольных учреждений соответствовала средней зарплате в образовании 2012 года. «Это существенный прирост, - обосновал он. - Прогноз - это 18,5 тыс. руб., а сейчас 14 тыс. Мы прикидываем, что в общей сложности в 2013 году для регионов потребуется около 30 млрд руб. Субсидии из федерального центра могли бы составлять 15-20 млрд.». О том, где возьмут недостающие суммы регионы, являющиеся в большинстве своем дотационными, министр не сказал. Вместо этого он внес следующее предложение: на регионы и работодателей также переложить ответственность за повышение благосостояния преподавателей средних профессиональных учебных заведений (210 тыс. человек - это мастера и педагоги). Их средняя зарплата составляет где-то 17 тыс. руб. Фурсенко предложил довести к 2013 году до средней по экономике региона (до 26 тыс. руб.). «Деньги, которые работодатели будут вкладывать в развитие базы начального и среднего профобразования, могли бы быть изъяты из налогообложения на прибыль», - рассказал о подготовленном законопроекте министр.

А затем дело дошло и до вузов. По данным мониторинга, на которые сослался Фурсенко, средняя зарплата профессорско-преподавательского состава в вузах в 2009 году составляла 16 тыс. руб., в 2011-ом - 21 тыс. руб. Это ниже средней по экономике. А еще во многих вузах соотношение количества студентов на одного преподавателя заметно выше нормативного, иногда в 1,5-2 раза.

«Предлагается довести зарплаты до средней по экономике регионов, то есть до 26 тыс. руб. в среднем по стране, - предложил Фурсенко. - По нашей оценке, для всей системы высшей школы в 2012 году для этого потребуется более 6 млрд руб. из федерального бюджета». С 2013 года не менее трети от необходимых средств министр предложил изыскивать за счет повышения эффективности, увеличив соотношение количества студентов на одного преподавателя еще как минимум в 1,5 раза. Фурсенко также предложил вдвое сократить количество бюджетных мест.

«Сейчас надо учить 170 человек на 10 тыс. населения за счет бюджета, - поведал он. - Из-за того, что у нас резко сократилось количество молодежи, получается, что мы сейчас должны за бюджет принимать более половины выпускников школ. Мы подготовили и внесли законопроект: 800 человек должны обучаться за бюджет от 10 тыс. ребят от 15 до 30 лет. Это означает, что мы сможем набирать примерно то же самое количество выпускников школ, но не вести к тому, что практически каждый выпускник будет обучаться за счет бюджета». Другую часть средств на повышение зарплат министр предложил вузам изыскать за счет платных услуг.

Если я правильно понял сумбурную речь министра, нужно либо резко повысить наполняемость вузовских учебных групп, сократив их число, либо увеличить количество учебных часов, составляющих ставку преподавателя. Но главное: за счет бюджетных мест надо увеличивать количество мест платных и вводить еще некие неведомые платные услуги.

В развитых странах вузы зарабатывают научными исследованиями и платным обучением иностранцев. И то, и другое – развитый бизнес, имеющий с идеями Андрея Фурсенко очень мало общего.

Конечно, стоило бы взглянуть на конкретные предложения Минобрнауки в письменном виде, а пока предложения министра вызывают только удивление. И мне как вузовскому преподавателю все больше жаль наше высшее образование.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.