На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Проблемы новой Москвы
Часть первая ::

 

Вот возвращаешься с новогодних каникул, и выясняется, что кто-то в это время уже работал. Но самое главное – что итоги этой работы могут коснуться непосредственно тебя.

Так в первые же послепраздничные дни столичные власти объявили конкурс на разработку концепции развития Москвы, к которой с 1 января были присоединены около 150 тысяч гектаров новых территорий. Концепция должна быть рассчитана на 30-50 лет. В ней будет содержаться новая схема развития территорий, позволяющую переселить за МКАД два с половиной миллиона москвичей и сократить на миллион количество рабочих мест внутри города.

Пока что, как поясняется в конкурсной документации, единого проекта развития территорий Москвы и области нет вообще.

Ситуация, с моей точки зрения, просто замечательная: новые территории уже присоединены, а проекта их развития нет.

Маленькое и отнюдь не лирическое отступление. Не так давно знакомые рассказывали, как им пришлось поехать на частнике из Ново-Косино. Пожилой водитель жаловался, на жизнь: 30 лет отработал шофером, а пенсия – 6 тысяч рублей. Так и не вылезает из-за баранки, только теперь уже своей машины.

Как так, - удивились мои знакомые, - минимальная пенсия неработающего пенсионера в столице – 11 тысяч, а с 1 января 2012 года будет 12. Увы, они не учли одну деталь: по правую сторону Носовихинского шоссе находится московский район Ново-Косино, а по левую – подмосковный город Реутов. И если столичные жители получают с этого года 12 тысяч пенсии, если в их трудовой книжке стоит штамп об увольнении с последнего места работы, то жители Подмосковья таких пенсий не имеют.

Они живут в таких же домах, ходят в те же магазины, платят такую же квартплату, но получают пенсии вдвое меньше. Думаю, понятно, как эти люди должны относиться к москвичам? И вот несколько миллионов людей, живущих в московской области, причем не только в городах, но и в поселках, и в редких сейчас деревнях, объявляются в одночасье москвичами. Сколько будет стоить этот факт – кто-нибудь подсчитывал расходы?

Об этом нам не говорят. Все упирается совсем в иные задачи: первой в списке столичных проблем, которые перечисляют для участников конкурса в Москомархитектуре, стоит избыточная концентрация рабочих мест в центре при нехватке работы на окраинах. Поэтому у нас в городе то и дело возникает угроза транспортного коллапса. Граждане, путешествующие на работу в центр с окраин, создают, оказывается, «чрезмерную трудовую миграцию». Как только из города в бывшую область переведут все госконторы, НИИ, чиновников, их обслугу и так далее, Москва станет проезжей, как при советской власти.

Простите, не верю.

Разумеется, чиновников в столице расплодилось великое множество. Но их необходимо не переселять, а резко сокращать.

Однако, скажем прямо, даже не их количество превышает все возможные разумные пределы. Тысячами и тысячами стремятся в столицу искатели лучшей жизни. Их можно понять: люди стремятся туда, где, по их мнению, лучше живется.

Причем далеко не все приезжие стремятся переехать в Москву на постоянное жительство. Многие из них приезжают сюда «вахтовым методом». С тех пор, когда столица России была фактически объявлена на осадном положении, и в каждой школе, каждом учреждении появилась обязательная охрана, трудно даже сказать, сколько «охранников» приезжает сюда на работу. Часть из них едет каждый день на электричках и автобусах из Московской области и тех мест, граничащих с нею областей, откуда можно добраться до столицы часа за полтора. Другие приезжают на неделю – две, живут в общежитиях и затем уступают место сменщикам.

Точно также работают многие водители разнообразного московского транспорта.

Готовы ли мы вывести из Москвы школы? Я думаю, ответ на этот вопрос абсолютно ясен. О транспорте и говорить не приходится. Значит, значительная часть мигрирующих работников так и будет продолжать свои поездки в столицу.

Еще один немаловажный вопрос: город задыхается от гастарбайтеров из ближнего зарубежья. Разумеется, часть из них перекочует в новые районы. Например, таджики-строители, которых завозят разнообразные строительные конторы, переберутся туда, где будут большие стройки. Но куда поедут китайцы и вьетнамцы, занимающиеся в Москве нелегальным производством и легализацией ширпотреба? А киргизы, метущие и чистящие московские дворы и подъезды? Жители Кавказа и Закавказья, чьи занятия не поддаются точному определению? Они тоже поедут в новый «город солнца»? Или, наоборот, будет сделано все, чтобы они остались в старой части столицы?

Кто даст ответы на эти вопросы, может быть, не волнующие чиновников, но важные для москвичей?

А ведь это – лишь одна сторона проблемы. О других мы еще поговорим.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.