На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Коллапс, господа хорошие!
Часть третья ::

Знаете ли вы, господа хорошие, что было самым позорным и отвратительным в истории с декабрьским блэкаутом? Поведение, прежде всего, энергетиков, а, во вторую очередь, - сотрудников аэропортов и авиакомпаний.

Можно долго возмущаться мгновенным временным повышением цен на воду и бутерброды в аэропортах или на такси до Москвы. Но это – пигмеи со своей соответствующей психологией. Энергетики (а речь идет о фактически государственной компании), крупнейшие аэропорты и авиаперевозчики должны были вести себя по-другому.

Вскоре после начала катастрофы с электричеством руководителб пресс-службы аэропорта Домодедово Елена Галанова заявила журналистам, что в связи с обледенением на подстанциях в Подольске и в поселке Володарского оборваны электропровода, которые идут в Домодедово. Как дальше пояснила она, около 13.00 дизель-генератор (аварийный источник электропитания) в аэропорту Домодедово работал исправно, однако он не мог заменить две головные электроподстанции и обеспечить всю работу аэропорта.

Что должно было происходить? Совместная бесперебойная работа соответствующих служб аэропорта и компании МОЭСК – хозяина электросетей. Что происходило? Полный бардак.

В 18.40 26 декабря (первый день блэкаута)официальный представитель МОЭСК заявил, что энергетики планируют подключить аэропорт Домодедово к электроснабжению в течение 1,5–2 часов. В это время в Домодедово, по данным спасателей, находилось около 7 тысяч пассажиров. Однако уже утром 27 декабря появилось отчаянное письмо директора Домодедово Вячеслава Некрасова (того самого, которого в итоге сделают козлом отпущения и выпрут с занимаемой должности): «В настоящий момент в аэропорту Домодедово сложилась критическая ситуация с обеспечением авиаперевозок», – писал он в Министерство транспорта, Росавиацию, правительство Московской области, МЧС и ОАО МОЭСК.

Некрасов утверждал, что эксплуатационные службы аэропорта пытаются восстановить работу объектов инфраструктуры автономными источниками: сейчас в комплексе работают 50 генераторных установок. «Однако поддержание функционирования аэропорта по данной схеме не может продолжаться сутками. Для обеспечения требуемого объема пассажирских перевозок этого недостаточно. Необходимо ваше личное вмешательство в процесс срочного восстановления энергоснабжения аэропорта в соответствии с требуемой категорией надежности до новогодних праздников. Без этого нормальное штатное функционирование аэропорта невозможно. Прошу Вас в кратчайшие сроки принять безотлагательные меры к полному восстановлению энергоснабжения аэропорта».

К этому моменту энергетики бодро докладывали, что у них все уже почти в порядке (наш дом, например, еще двое суток будет сидеть на автономном генераторе, но это уже детали).

Официальный представитель МОЭСК (ОАО «Московская объединенная электросетевая компания») Виталий Стругавец на голубом глазу объяснял журналистам, что энергетики свое дело сделали – и ответственность за происходящее сейчас в аэропорту лежит на «Домодедово». Дело в том, что

аэропорт«Домодедово», как объект первой категории, запитывается электроэнергией от двух подстанций. Одна из них является основной, другая – резервной. Одновременно они не используются, - уверял энергетик, – для полноценной работы достаточно мощности одной подстанции. «Для «Домодедово» основной питающей подстанцией является ПС «Взлетная». Резервной – ПС «Яковлево».Каждая из этих подстанций, со своей стороны, также запитывается с двух линий – основной и резервной. В воскресенье к 22.00 была введена в строй первая линия электропередачи к подстанции «Взлетная». В понедельник к 15.00 – вторая. Таким образом, МОЭСК полностью запитала электроэнергией подстанцию, способную обеспечить надежное энергоснабжение аэропорта», - утверждал он.

Что касается письма директора аэропортового комплекса «Домодедово» Вячеслава Некрасова, то, по словам представителя МОЭСКА, важно, когда оно было подписано – до или после 15.00. Так как с момента подключения подстанции «Взлетная» ко второй питающей линии, «Домодедово» могло работать в нормальном режиме, используя мощность одной подстанции.

То, что происходит в «Домодедово» теперь – внутренние проблемы аэропорта, объяснял Стругавец. По его словам, в аэропорту есть своя служба электроэнергетики. И подача электроэнергии с этих подстанций, уже их обязанность. Тем более, это касается всего, что находится внутри аэропорта. Правда, Стругавец вынужден был признать: когда будет запитана ПС «Яковлево», сказать трудно.

Энергетикам отвечала все та же пресс-секретарь «Домодедово» Елена Галанова: «Час назад с первой подстанции нам дали дополнительные мощности. И этого хватит, чтобы аэропорт работал без автономных генераторов. Хотя резервы нам все равно нужны. Мы счастливы хотя бы тем, что уже освещено».

Пассажиры в это же время утверждали, что во многих помещениях аэропорта царит полумрак, а температура – 35 – 40 градусов по Цельсию. Люди изнывали от жары.

И в дальнейшем основные усилия сторон были направлены на обеление себя любимых. В дело вступили и откровенные лоббисты. Так бывший замминистра энергетики России Виктор Кудрявый кинулся на защиту коллег: «В Московской области тысячи подстанций, и у каждой своя схема. Но если есть питание с одной подстанции, аэропорт должен полноценно работать. Такие аварии показывают, готовность объектов к нештатной ситуации. Я вспоминаю, когда более 20 лет назад произошла серьезная авария в энергосистеме Франции (кстати, одной из лучших в мире), энергетики получили благодарность от министерства обороны страны. Ведомство благодарило за то, что получило возможность в реальных условиях проверить, как у него работают установки аварийного питания. В мирное время можно надеяться на внешние источники, в экстремальных условиях – только на себя».

Увы, господин Кудрявый забыл сказать, сколько голов полетело бы в энергетическом ведомстве Франции, если бы последствия аварии в энергосистеме устранялись также бездарно, как у нас.

Но в России, разумеется, никто из причастных к блэкауту не собирается нести реальную ответственность за случившееся. Министр энергетики Шматко только что объяснил депутатам, что снег зимой в России должен считаться непреодолимым форс-мажорным обстоятельством, а потому никакие компенсации от энергетиков никому не положены. «Аэрофлот» вместо компенсаций выдает несостоявшимся пассажирам ваучеры на бесплатный билет, привязывая таким образом людей к своей компании. Свои оправдания, я думаю, найдут все.

Лишь рядовые граждане останутся внакладе, да кто ж об этом думает.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.