На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Коллапс, господа хорошие!
Часть вторая ::

Итак, я наблюдал из дома, что происходит в аэропорте Домодедово, из которого нам не суждено было улететь, в нашем подмосковном районе (а мы с аэропортом рядышком) и в некоторых других местах.

В субботу, 25 декабря, отечественные сетевые СМИ уделили немало внимания тому, что рождественские снегопады нарушили планы тысяч европейцев, застрявших в аэропортах и на вокзалах. Рисуя страшные картины европейских бедствий, журналисты, увы, забыли поглядывать в окно: на Россию падал частый ледяной дождь – достаточно редкое явление, к которому целый ряд самых различных служб оказался абсолютно не готов. В итоге, когда 26 декабря уже у нас чрезвычайная ситуация, для всех это почему-то было, как снег на голову (хоть к данному случаю такое определение подходит полностью).

Первые новости из аэропорта дошли до нас днем: в Домодедово сложилась прямо-таки трагическая ситуация. Из строя вышли обе подстанции, питавшие электроэнергией крупнейший отечественный аэропорт (впрочем, подстанция, питавшая наш поселок тоже вышла из строя, и мы, узнавали все эти подробности только благодаря наличию собственного газового генератора).

Проблемы там начались уже рано утром, к 9 утра электричество работало не в полную силу – в здании аэропорта уже был полумрак,  а около свет погас вообще. В новостях перечисляли количество людей и рейсов, которые не смогли вылететь. Но поражали не цифры, количество людей и самолетов отошло на второй план,  основным же показателем случившегося стали действия служащих аэропорта и работников авиакомпаний, энергетиков, железнодорожников, оказавшихся некоторым образом причастными, таксистов. И эти действия поражали воображение.

Более-менее просто все было с железной дорогой: остановились из-за неполадок в электросетях  экспрессы на маршруте Павелецкий вокзал – аэропорт Домодедово. На восстановление нормального графика движения в итоге потребовался целый день. Но застрявшим в Домодедово пассажирам, рвавшимся обратно в Москву, свободно продавали билеты на эти остановившиеся поезда.  На Павелецком вокзале по громкой связи сообщали о приостановке движения, но не более того. Работники железной дороги к общению со своими клиентами в столь драматических обстоятельствах были не готовы. Но они смогли хотя бы вечером возобновить движение.

В Домодедово же события развивались по худшему из возможных сценариев: информационные табло, разумеется,  не работали (ну, не могут они без электричества что-то показывать). Однако не было и никакой другой официальной информации: на официальной справочной стойке, по рассказам пассажиров, сотрудники аэропорта только ругались, поскольку сами были не в курсе происходящего.

После того, как погас свет, на первом этаже аэропорта закрыли туалеты. На втором этаже, где туалеты проработали немного дольше, успели собраться гигантские очереди. Крупнейший аэропорт страны демонстрировал полное неумение и столь же полное нежелание работать с попавшими в критическую ситуацию пассажирами.

Два слова для сравнения. В парижском аэропорте имени генерала де Голля, когда начался сильный снегопад, было закуплено 700 матрасов и одеял, забронировано десятки номеров в ближайших отелях для размещения пассажиров. Причем сделано это было в то время, когда самолеты еще вылетали достаточно регулярно. В аэропорт  Брюсселя, в залах которого в пятницу скопились тысячи человек, были срочно доставлены более 200 солдатских коек для размещения пассажиров.

В российских аэропортах в гостиницах была размещена малая часть пассажиров, в основном – иностранцев. Остальные устраивались сами, в основном на собственных вещах или на полу. Вместо солдатских коек, одеял или матрасов людям объявляли, что вызовут ОМОНом, если они будут протестовать против царящего беспредела.

Цены в местных буфетах, пользуясь темнотой, взлетели, как ночные птицы: 500 рублей за бутылку воды.

Не меньшими рвачами оказались и таксисты: доехать до Москвы они предлагали за 10 000 рублей.

Отключилась сотовая связь: пассажиры уверяли, что уже утром перестали работать телефоны сети «Билайн».

Правда, затем в Домодедово примчались сотрудники МЧС, чтобы подключить аварийные генераторы и запустить хоть какое-то освещение. Министр транспорта Левитин публично пинал руководства аэропортов и авиакомпаний.

Тем не менее, не раз и не два мы убеждались в правильности принятого решения не пытаться проходить через этот ад.

Разумеется, хочется сделать кое-какие выводы, но это уже, как говорится, в эпилоге.

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.