На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Экономика должна быть экономной ::

Вы помните, как мы хорошо и счастливо жили? Шикарные праздники, «лужковские» надбавки пенсионерам и бюджетникам, бесплатные завтраки школьникам… Ах, всего не перечислить. И тут – кризис

Во вторник на заседании московского правительства первый заместитель руководителя департамента финансов Ольга Хрычева заявила, что, если в прошлом году столичный бюджет еще имел накопленный запас прочности, то нынешний год «будет тяжелее». Столичный бюджет-2010 беспрецедентно дефицитный, и долг городской казны составит 40% от ее собственных доходов.

Кризис со всего маху ударил по самому дорогому городу России, одному из самых дорогих в мире.  В минувшем году в городскую казну поступило 1,01 триллиона рублей доходов. Много это или мало?  С одной стороны, это -  101,5% к плану (правда, план этот был установлен лишь после того, как трижды в течение года московские власти меняли закон о бюджете). С другой стороны, -  относительно 2008 года поступления сократились на 22%. Если же мерить по докризисному 2007-му году, то налогов было собрано меньше на треть. Так, например, основной источник дохода московского бюджета — налог на прибыль предприятий — составил 40% вместо стабильных 50%.

А тут еще и долг столичного бюджета вырос за прошлый год с 8% до 24% от его общих доходов. Но это – не предел: в 2010-м году планируется привлечь на рынке еще 114 миллиардов заемных рублей, и тогда долг составит уже 39% от суммы доходов. Только на его обслуживание в этом году уйдет 47 миллиардов рублей. Если верить заверениям чиновников московской мэрии, из-за долгов придется пересматривать пенсии с детскими пособиями

Однако есть и другие возможности сэкономить, уверяет

председатель Контрольно-счетной Палаты Виктор Двуреченских. На том же заседании правительства он заявил следующее: «Как показала наша проверка, в городе нет полной базы данных о том, сколько имущества сдается в аренду организациями, имеющими их в оперативном управлении.  Тем более невозможно проанализировать чистоту налога на сдачу в аренду». Серьезные сомнения вызывает и эффективность предоставления бюджетных субсидий. В КСП уверены: переход от субсидирования управляющих организаций в ЖКХ к адресной поддержке граждан позволил бы ежегодно экономить не менее 25 миллиардов рублей. Но именно этого сделать почему-то не спешат. И больше всего вопросов возникает у аудиторов, как только речь заходит о целевых городских программах. «Мы четыре года проводим экспертизу программ, на которые направляется треть городского бюджета, — объясняет Двуреченских. — В 47 из действующих 60 программ не измеримы цели и результаты. В 26 не конкретизированы мероприятия. И большинство из них пересекаются и дублируют друг друга. Надо перевернуть эту пирамиду. Нужны результаты программ, а не просто освоение бюджетных средств».

Но и это еще не все: не меньше, чем целевые программы, дублируют друг друга и курирующие их чиновники. «Сокращение издержек на госуправление — это очень важный резерв, — считает Двуреченских. — Мы только начали проверку эффективности работы государственных органов и подведомственных им учреждений, и уже предварительный анализ показал значительные перекосы. В городе нет даже нормативов на содержание госорганов. Зато их функции дублируют более 150 бюджетных учреждений».

Увы, судя по всему, экономия средств закончится на пенсионерах и детях. Чиновников никто не тронет. Во всяком случае, до того момента, как впереди замаячит банкротство гигантского мегаполиса.  А до этого, будем надеяться, дело не дойдет.

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.