Есть вещи, признавать которые не хочется, но приходится.
Например, то, что Россия – чуть ли не самая зависимая от телевидения страна.
Как утверждают социологи, 72% населения России смотрят телевизор каждый день,
причем более чем один час. На противном, необразованном, бездуховном Западе в
ящик с картинкой глядят реже. Но это понятно: недавно приятель, живущий в США,
рассказывал, как летал с женой на недельку на Гавайи. До этого была неделя в
Мехико. А у нас на прогулку с семьей отправляется в выходные всего 7% населения.
Куда-нибудь ездит еще 2%, а спортом, например, занимается только 1%. Тот же
американский приятель один раз в неделю играет в теннис и еще один раз плавает
в бассейне: врачи рекомендовали. У нас же подавляющая часть народа сидит в
основном дома или отправляется на дачу. В обоих случаях развлечений бывает, как
правило, два: бутылочка и телевизор.
Стоит ли удивляться, что мы – едва ли не самая телезависимая
страна в мире.
А теперь второй вопрос: что же мы предпочитаем смотреть? Совсем
недавно считалось, что российские граждане обожают сериалы и юмористические
передачи. После триумфального шествия по советским еще экранам «Рабыни Изауры»
и «Богатые тоже плачут» наши телеканалы устроили состязание, кто найдет сериал
послезливее и позакрученнее. Был снят даже сериал-пародия, повествовавший о
том, как простая российская семья переживает за героев очередной
латиноамериканской муры под названием «Санчо с ранчо», где основной вопрос, на
котором держится весь сюжет – кто же оплодотворил мамашу заглавного героя на
поле кактусов.
Надо сказать, что зарождавшийся в то время отечественный
бизнес неплохо использовал горячую любовь простого человека к сериалам
заокеанского происхождения. Многие, наверное, помнят выдающееся творение
российских рекламщиков – сделанный именно в сериальном стиле музыкальный клип:
«Вам пора и вам пора с вентиляторным заводом заключать договора». А в
телевизионной рекламе нашей компании в то время пели: «АМО, АМО – моя вторая
мама», отсылая зрителя к еще одному популярному сериалу.
Но вот, плюнув на ихние «Санта-Барбары» и «Просто Марии», отечественные
деятели телевизионного искусства сняли целый сонм сериалов российских. Про
честных ментов, принципиальных прокуроров, неподкупных судей – словом про все,
чего наши граждане не видят в реальной жизни. И до сих пор считалось, что на
паях с «Аншлагом» и Петросяном именно это держит людей у телеэкрана.
Тут-то ВЦИОМ и решил огорчить армию продюсеров, кое-каких
сценаристов и режиссеров, а также юмористов. Как выяснилось, народ от всего
этого устал. Рейтинги программ выходного дня, самых «смотрибельных» по
определению, продемонстрировал явный кризис отечественного телевидения. Зрители
предпочитают смотреть кинофильмы, причем подчас очень старые. А вообще-то
большинство из них просто занимается «листанием» каналов.
Любят, конечно, наши люди нездоровые сенсации: в марте самой
рейтинговой программой выходного дня стал проект НТВ из цикла «Русские
сенсации» под названием «Звездные беспризорники», рассказывавший о несчастных
судьбах детей отечественных звезд. Следом за этой передачей идут два «Дозора»,
снятые по книгам Сергея Лукьяненко: ох, как привлекательна для наших граждан
фантастика.
А вот программы, предназначенные для промывки мозгов, свою
функцию больше не выполняют: их просто не смотрят. Также, наконец,
отворачивается потихоньку публика от Петросяна, Дубовицкой и прочих вчерашних
кумиров, несущих народу сомнительного качества юмор и якобы сатиру. Так что,
может быть, несмотря на все старания телевизионной братии, люди вскоре отвернутся
от голубого экрана, занявшись какими-то более полезными делами. Дай-то Бог.
|