На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Стальной монстр у ворот России ::

 

 

В понедельник 24 октября в зале здания Фонда госимущества Украины глава индийской компании «Mittal Steel» Лакшми Миттал характерным жестом, понятным, наверное, каждому жителю бывшего СССР, обозначил свою победу на аукционе по продаже «Криворожстали». До этого момента реприватизация крупнейшего на Украине металлургического комбината оставалась сугубо украинской проблемой. После этого она стала и проблемой российской.

Прежде всего, кто такой Лакшми Миттал, и что представляет собою его сталелитейная империя? Митталу 55 лет, и он потомственный владелец сталелитейного бизнеса. В 1975 году отец отправил его начинать свое дело в Индонезии, где Лакшми купил небольшой сталелитейный комбинат. Семь лет он обхаживал местные власти, чтобы получить разрешение на строительство плавильного комбината, являющегося сегодня крупнейшим частным металлоплавильным предприятием Индонезии. И это была не только первая удача молодого бизнесмена, но и первый опыт его удачного взаимодействия с власть предержащими.

Надо сказать, что строительство империи Миттала, увы, всегда сопровождалось крупными коррупционными скандалами, участниками которых становились президенты и премьер-министры. И сам Лакшми никогда не скрывал, что успешными сделками он обязан «умению договариваться». В итоге индийский магнат не раз оказывался в центре отнюдь не самого благожелательного внимания как прессы, так и правоохранительных органов разных стран. Так в Великобритании Лакшми Миттала обвиняли в коррупционных связях с премьер-министром Тони Блером. Суть обвинений сводилась к лоббированию британским премьером интересов компании в Румынии. За это благодарный Миттал якобы вносил определенные взносы в партийную кассу лейбористов. И премьер Блэр, и магнат Миттал тогда сумели избежать неприятных последствий скандала.

И, несмотря ни на что, Лакшми Миттал построил свою империю, ставшую сегодня крупнейшей в мире на сталелитейном рынке.

Особенно он любит работать в развивающихся странах: там легче «договариваться». Сегодня предприятия Миттала находятся в 14 странах на 4 континентах. При этом сталелитейная империя состоит отнюдь не из разрозненных комбинатов в разных частях земного шара: она объединена в очень эффективную сеть. Показателен тот факт, что, в случае острой необходимости, когда одно из предприятий может остановиться из-за нехватки сырья, сырье для него перебрасывается с другого конца света на собственных кораблях империи Миттала.

Наконец, последний штрих: Лакшми Миттал сегодня третий в списке самых богатых людей планеты. Богаче него сегодня в мире только Билл Гейтс и Уоренн Баффет.

И вот этот человек выкладывает 4,79 миллиарда долларов за «Криворожсталь».

Первой реакцией на это стали слова председателя правления Индустриального союза Донбасса Сергея Таруты, также участвовавшего в аукционе и заявившего сразу после его окончания: «За такие деньги такой товар не нужен». А многие эксперты уверены: новый хозяин «Криворожстали», уже обходивший подобные требования в других странах, не сделает исключение и для Украины. Более того, существует распространенное мнение, что  «Криворожсталь» куплена за слишком большие деньги, а потому планы нового владельца должны быть куда обширнее, чем просто включение в империю «Mittal Steel» еще одного, пусть даже крупного, предприятия.

«Надо понимать, что господин Миттал заплатил 20-30% премии сверх справедливой стоимости этого актива, - сказал корреспонденту журнала «Эксперту» аналитик ИК «Тройка-Диалог» Сергей Донской. - Это не только премия за контроль над предприятием, но также плата за то, чтобы закрепиться в Украине, за точку опоры в дальнейшей консолидации украинских активов». Другие эксперты открыто утверждают: украинский комбинат для «Mittal Steel» - не столько отдельно взятый бизнес-проект, сколько этап в продвижении своих интересов в Восточной Европе и СНГ.

«Криворожсталь» - единственное на Украине (и не только там) предприятие, обладающее собственной сырьевой базой в виде налаженного производства кокса и железной руды. Более того, все структурные подразделения завода располагаются компактно, а имеющаяся железная дорога сводит транспортные затраты к минимуму. Поскольку стоимости сырья в мире постоянно растет, вертикальная интеграция «Криворожстали» дает ей неоспоримое преимущество на рынке.

Так что же все-таки купил Лакшми Миттал за 4,79 миллиардов долларов? А купил он, по сути, входной билет на российский рынок.

Как уверяют некоторые аналитики, Миттал постарается вернуть затраченные деньги за 3 – 5 лет. При этом потерявшие работу криворожские металлурги пополнят ряды московских нелегальных гастарбайтеров, принося доход фирмам, изготавливающим поддельные миграционные карты, и сотрудникам милиции, сами знаете, почему.

Однако же, не это – самое худшее, что принесет в Россию индийский магнат. Есть иной аспект проблемы: громадный российский рынок уже давно испытывает давление украинских металлистов, особенно производителей труб. Что будет, когда на Украине развернется «Mittal Steel»? Чем именно будет пробивать себе дорогу на наш рынок Лакшми Миттал, сегодня сказать сложно, но он придумает, чем. Более того, выполнение своих задумок он может приурочить к вступлению России в ВТО, когда наша страна будет лишена возможности принимать жесткие меры против импортных товаров.

Одним словом, крупнейший в мире сталелитейный монстр уже стоит у ворот России, размышляя, как их открыть. И задуматься над мерами противодействия ему стоит именно сейчас. Завтра может оказаться уже поздно.

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.