На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Кто завидует доходам учителей? ::

Специалисты Высшей школы экономики провели исследование: что является мотивацией труда в профессии воспитателя детского сада, школьного учителя, преподавателя техникума и вуза. 26 тысяч человек из Москвы, Красноярского и Краснодарского краев, республика Марий Эл, Ярославской и Пермской областей ответили на их вопросы. И вот вывод: высокая зарплата и престижность работы не важны для российских преподавателей.

Честно говоря, познакомившись с этим выводом, я был ошарашен: совсем недавно три с половиной миллиона учителей подписали обращение к президенту. Они угрожают всероссийской забастовкой, если не будут выполнены их требования, в числе которых – резкое повышение заработной платы. И, надо сказать, отвечая на вопросы специалистов ВШЭ, преподаватели не скрывали недовольства своим материальным положением. Плохим его назвали 36% воспитателей детских садов, 40% учителей, 35% преподавателей ПТУ, 31% преподавателей техникумов и колледжей, 27% преподавателей вузов. Средним свое материальное положение считают 54% воспитателей, 59% учителей, 60% преподавателей ПТУ, 63% преподавателей системы среднего профессионального образования, 64% преподавателей вузов. Дальше, кажется, ехать некуда: хорошим свое материальное положение считают единицы (есть же, в конце концов, учителя, у которых в семье кто-то зарабатывает большие деньги).

И тут наши «исследователи» делают красивый фортель. Они утверждают, будто бы большинство опрашиваемых сообщили, что  не ждут от работы материального благополучия. Для всех категорий преподавателей основной мотивацией оказались соответствие работы способностям, то, что она интересная, хороший коллектив, комфортные условия труда, возможность получать новые знания. Правда, в конце этого списка все же оказалась высокая заработная плата.
Но этот малоприятный факт авторы исследования тут же нивелируют. Практически каждый работник сферы образования, пишут они, может удвоить свои доходы: в Москве заработки от дополнительной работы педагогов практически равны, а в некоторых нишах даже выше заработка на основном месте. В регионах они составляют от трети до половины дохода от основной работы. Данной возможностью пользуются около 30% воспитателей и 36% учителей школ – они занимаются репетиторством и подработкой в частных школах. В исследовании ВШЭ говорится, что дополнительный заработок преподавателя составляет в Москве – 9700 рублей, в регионах–- 5100 рублей. А сами преподаватели оценивают его, оказывается, в 1000–1500 долларов в месяц.

Несколько дней назад партия патриотов и народное правительство Геннадия Семигина провели «народный педсовет». На нем выступали не только депутаты Государственной Думы и бывшие (между прочим, куда лучшие, чем нынешний) министры образования, но и учителя, и представители их независимого профсоюза. И все ни в один голос опровергали утверждения специалистов ВШЭ. Речь шла о том, что заработная плата работников образования недопустимо низка. Что наши учителя не столько подрабатывают на стороне, сколько берут  несусветную нагрузку в родной школе. И это снижает качество преподавания, поскольку измученный непосильной работой педагог не может качественно давать уроки. С другой же стороны, это положение резко отрицательно влияет на здоровье самих учителей.

В то же время, из выступлений на «народном педсовете» стали ясны и причины появления подобных «исследований»: министр образования Фурсенко вновь ратует за урезание школьных бюджетов. Теперь российские школы будут получать деньги не исходя из сметы, а по количеству учащихся. Это, правда, убьет малокомплектные школы, в первую очередь сельские, но кто в министерстве образования думает о таких мелочах. Деньги теперь за обучение детей должны давать их родители. А на те средства, что они уже отдали в виде налогов, будут жить – поживать чиновники от образованщины.

Так что не будем удивляться угодливым исследованиям, появляющимся из стен ВШЭ. Они ведь никогда не опубликуют ответ на вопрос о том, довольны ли своим материальным положением Андрей Фурсенко и его подчиненные.

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.