На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Куда ведет школьный стандарт? ::

Ушлые журналисты уже выяснили, какими могут быть новые образовательные стандарты для средней школы. На фоне прежних стандартов, которыми нас пугали при экс-министре образования Владимире Филиппове, они выглядят вполне революционно. Если верить  тем сведениям, что почерпнули журналисты у чиновников из министерства образования, новые стандарты почти не регламентируют школьных учителей чему и как учить. В них нет ни перечня предметов, ни тем, ни имен, обязательных для изучения, только общие требования к уровню выпускника. Правда, им еще предстоит пройти утверждение в Госдуме, а противники новой концепции уже заявляют, что российские учителя не доросли до подобной свободы. Так что все еще может перемениться.

Напомним, что прежний стандарт школьного образования, опубликованный в апреле 2003 года, не понравился в основном общественности. Тем не менее, после смены кабинета министров новое руководство министерства образования и науки заявило о планах создания собственных стандартов.

Один из авторов этого документа, глава издательства «Просвещение» Александр Кондаков и поведал журналистам газеты «Коммерсантъ», что новый свод школьных правил не предусматривает ни перечня предметов, ни тем, ни имен, которыми изобиловал прежний стандарт. Теперь, например, никто не сможет упрекнуть министерство в том, что произведения, предусмотренные для уроков литературы, слишком «советские». А в будущем, высказывают свои крамольные идеи разработчики новых стандартов, свобода школы может дойти до того, что министерство уничтожит и базисные учебные планы – предметные почасовые расписания с примерными программами для школы.

В таком случае исчезнет борьба «предметных лобби», настаивавших на том, что их предмет главный. Но это – взгляд из министерства: совершенно ясно, что при такой системе начнется борьба между предметниками в каждой отдельно взятой школе.

А что же будут все-таки регламентировать новые стандарты? Как обещают разработчики концепции, теперь в документе, будет лишь описание «фундаментального ядра общего образования» (определенная сумма знаний) и общие требования к выпускнику – например, о том, что на выходе из школы он должен стать «личностно и социально успешным» и освоить категории «свободы, ответственности и социальной справедливости». Более того, авторы концепции планируют записать в стандарты гарантии государства школе – требования к школьным зданиям, обеспеченность учебниками, зарплату учителей. Правда, разработчики тут же признаются журналистам: они не уверены, что подобные гарантии, которые  должны быть заложены в госбюджете, одобрит Минфин.

При этом по поводу новых стандартов существует два противоположных мнения. Так, например, директор Царицынского образовательного центра Ефим Рачевский рассчитывает, что школа, наконец, получит документ, который развяжет ей руки: «Избавляясь от детализированного стандарта, мы избавимся и от предметных предпочтений конкретных авторов, и от их личностных подходов к педагогике,– уверяет он журналистов.– Если в документе будет задана некоторая сумма знаний, школа разберется с тем, как ей достичь государственных требований».

В то же время разработчик прежнего стандарта, бывший министр образования Эдуард Днепров думает, что «поддаваться иллюзиям и самообману» в отношении нового документа не нужно: «Обязательный материал, записанный в стандарте,– не только инструмент насилия над школой, но и элементарная защита ребенка от невежества и халтуры учителя». Самое забавное, что именно господин Днепров, разрабатывавший в свое время принципы нового школьного образования, во многом положившие конец старой советской системе, сегодня уверяет: «У нас страна сырая в гражданском отношении. Я бы не доверил учителю самому решать, как и чему учить».

Не будем спорить ни с теми, ни с другими, пока текст революционного документа не появиться, наконец, в печати. Пока же отметим: с одной стороны, безусловно, хорошо, что министерство образования готово к положительным переменам. С другой стороны, любые революционные изменения в сфере образования должны быть хорошо продуманы, просчитаны и подготовлены. И мнение руководителя знаменитой группы Днепрова – Давыдова, подготовившей достаточно сбалансированную реформу, позволившую отечественной школе пережить весьма смутные времена, тоже нельзя игнорировать.

А в общем, надо дерзать.  

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.