Итак, в чем же новации нового порядка начисления зарплаты
учителям? Опять же предупреждаю: речь идет о Москве – здесь больше открытой
информации.
Во-первых, система запутана до предела и содержит очень
много противоречий. все существовавшие ранее надбавки, прозванные в народе
«лужковскими» публично объявлены недействительными. При этом они официально не
отменяются, и столичные учителя получают-таки большую зарплату, чем
провинциальные. С другой стороны (и это наиболее важно) вводится коллегиальное
управление распределением примерно трети средств, направляемых на заработную
плату учителей. При этом всю власть в финансовых вопросах имеет право взять на
себя директор школы. Извините за грубость, но это уже бардак.
Как уверяют всех представители Департамента образования,
зарплаты учителей ни в коем случае не должны снизиться.
Наоборот, за счет дополнительного государственного финансирования они
должны вырасти. Но этого быть не может: с этого учебного года количество часов
практически по всем предметам сокращено, а зарплата учителя напрямую зависит
именно от количества часов. Так что речь при их уменьшении может идти либо о
понижении зарплат из-за сокращения ставок, либо о сокращении количества
учителей.
Но это – не «пилотный проект», это – печальная объективная
реальность. «Пилотный проект» вносит в ситуацию свои пикантные подробности.
Испокон веков учитель давал уроки, получая за них четко определенную заработную
плату. Была ли это тарифная сетка, зависящая в основном от педагогического
стажа, как при советской власти», или сетка ельцинских разрядов, значения не
имело. Провел 18 уроков в неделю – тебе положено столько-то за полную ставку.
Плюс классное руководство, плюс дополнительные занятия, проверка тетрадей и кое-что
еще. Ставку тебе рассчитывали в бухгалтерии на основе всем известных
нормативных документов. И вот – реформа.
Вся зарплатная ведомость школы будет теперь состоять
из двух частей: базовой и стимулирующей. Как объясняют директора школ,
работающих в пилотном проекте, соотношение - примерно 70% на основную
часть и до 30% - на стимулирующую. Причем в базовую часть входят
зарплаты не только учителей, но и всего остального персонала школы, кроме
директора. Опять же вся сумма делится на 70% и 30%
соответственно. В результате, если верить подсчетам журналистов «Московского
Комсомольца», за одного ученика учитель получит 10 рублей. Как объяснили мне знакомые
учителя, базовая ставка, безусловно, ниже, чем была раньше ставка учителя, хотя
и не на много. Однако, если свести воедино новую базовую ставку и сокращение
количества часов, разница в учительских зарплатах до нововведений и после
окажется заметной.
А теперь об оставшихся 30%. О стимулирующей части зарплаты.
Ее должны распределять специально созданные управляющие советы (хотя директора
школ, как уже было написано, имеют возможность взять дело в свои руки).
Нет, я понимаю, что министр образования Фурсенко в средней
школе не работал ни одного дня, а потому не представляет себе, что такое
нормальный учительский коллектив нормальной российской (и не только российской)
школы. Публичное выяснение педагогами, кто, за что и почему должен получить
вожделенную надбавку, – до такого сюжета надо было додуматься. Такие вещи можно
смело снимать и показывать по телевидению вместо скандального сериала «Школа» -
еще покруче будет.
Однако возможность взорвать педагогические коллективы, о чем
писала уже процитированная мной в первой части родительница, экспериментаторов
не беспокоит. Их вообще не беспокоит, что случится с нашим средним образованием.
Только так можно понять вводимые критерии оценки работы (и, соответственно,
размера каждой конкретной зарплаты) учителей. Школу решено убить.
Но об этом – в следующей части.
|