На днях в Госдуме состоялся правительственный час с участием
руководителя Федерального космического агентства Владимира Поповкина.
Выступая на нем, депутат Виктор Шудегов отметил три причины
нашего регресса в космической отрасли: «Как вы помните, после запуска первого
искусственного спутника Земли в Соединенных Штатах Америки была создана
специальная комиссия, которая пыталась изучить, в чем секрет русских. Эта
комиссия выяснила, что весь секрет состоит в системе нашего образования. А
сегодня мы перешли на ускоренную подготовку так называемых «бакалавров». Вторая
причина, конечно, деградация российской науки. Посмотрите, сколько великолепных
ученых выехали за границу. Третья, я считаю, очень важная причина, это некомпетентность
и безответственность руководителей министерств федерального масштаба за
последствия своего руководства».
Не буду возражать депутату, тем более, что он во многом
прав, но напомню знаменитое высказывание Бисмарка о том, что войну между
Пруссией и Францией выиграл прусский школьный учитель. Это замечательное
высказывание так до сих пор и не понято российским руководством. И последние
манипуляции с учительскими зарплатами – лишнее тому свидетельство.
Как известно, с 1 сентября оплата труда учителей
повышается. Но повышение коснется только тех, чьи зарплаты ниже средних
по экономике региона. То есть, если в среднем зарплата по региону
составляет 7 – 8 тысяч рублей, то о большем учитель может не мечтать.
Я, разумеется, не специалист по оплате педагогического труда
и организации учительского быта, но некоторые мои друзья и знакомые заканчивали
педагогический институт, а кое-кто из них работает в школе до сих пор.
Традиционно еще с советских времен учитель – женская профессия. Причем этого не
было до революции: образование было раздельным и в мужских средних учебных
заведениях преподавателями были мужчины. В советское время, даже в пору
раздельного обучения это правило уже не соблюдалось, а после объединения
мужских и женских школ педагоги-мужчины начали становиться редкостью. В
педагогические вузы юношей принимали с меньшими баллами, чем девушек, но и это
не помогало: выпускники мужчины в школу не шли, избегая ее любыми способами.
Учителями при этом были не просто женщины, а женщины
нелегкой судьбы. Поскольку абсолютное большинство в пединститутах составляли студентки,
общественные (как правило, комсомольские) организации должны были хоть как-то
помогать им решать свои личные проблемы. Поэтому на институтские вечера
частенько приглашались курсанты военных училищ. В итоге семейная пара, где муж
был офицером, а жена – учительницей, встречалась очень часто. И меняла такая учительница
одну школу за другой с той самой периодичностью, с которой ее мужа
перебрасывали из одной части в другую.
А еще исключительно частым явлением в педагогической среде
были разведенные женщины и матери-одиночки.
Не уверен, что эта традиция сохранилась в неприкосновенности
до сих пор, но не думаю, что произошедшие после распада СССР изменения очень
велики. Да, с развалом промышленности в школе оказалось немало бывших
сотрудников оборонных предприятий. Но для многих из них школа оказалась лишь
пересадочной станцией, где они отсиделись в трудные времена. Да, в частных
школах учитель-мужчина – совсем не редкость. Но для кого доступны эти школы?
Обычная средняя школа так и осталась у нас царством женщин, причем зачастую -
женщин, не вполне довольных своей жизнью.
И вот для этих людей вводятся новые методы оплаты труда.
Вводятся они пока для школ, участвующих в так называемом «пилотном проекта». Но
лично я буду писать только о Москве, поскольку именно положение дел в столице
более известно. При этом необходимо заметить: с 1 сентября будущего года
эксперимент станет повседневным явлением для всех школ России.
Итак, в Москве новая система финансирования школ начала
действовать с 1 сентября в 259 школах, и за прошедший месяц во многих из них продемонстрировала
свою полную несостоятельность.
«К сожалению, мы уже «словили» и прочувствовали новые
реформы. Директриса школы, где учится старший сын рвётся воплощать в жизнь положения
новой реформы. В итоге летом из школы уволились 14 (!) учителей.
А ещё у нас вводится новый способ стимулирования учителей -
родители будут ставить им «оценки», а по их результатам им будут выплачиваться
надбавки.
Чешем репу - ищем школу, более «традиционной ориентации», чтобы перевести
мальчика в следующем году», - пишет в Интернете знакомая, не подозревающая, что
в новом году на «положения новой реформы» перейдут все школы.
Завершив то, что, на самом деле, является преамбулой, я
оставляю суть до следующей части, поскольку она сложна и длинна.
|