На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Эксперимент над нашими детьми
Часть первая ::

На днях в Госдуме состоялся правительственный час с участием руководителя Федерального космического агентства Владимира Поповкина.

Выступая на нем, депутат Виктор Шудегов отметил три причины нашего регресса в космической отрасли: «Как вы помните, после запуска первого искусственного спутника Земли в Соединенных Штатах Америки была создана специальная комиссия, которая пыталась изучить, в чем секрет русских. Эта комиссия выяснила, что весь секрет состоит в системе нашего образования. А сегодня мы перешли на ускоренную подготовку так называемых «бакалавров». Вторая причина, конечно, деградация российской науки. Посмотрите, сколько великолепных ученых выехали за границу. Третья, я считаю, очень важная причина, это некомпетентность и безответственность руководителей министерств федерального масштаба за последствия своего руководства».

Не буду возражать депутату, тем более, что он во многом прав, но напомню знаменитое высказывание Бисмарка о том, что войну между Пруссией и Францией выиграл прусский школьный учитель. Это замечательное высказывание так до сих пор и не понято российским руководством. И последние манипуляции с учительскими зарплатами – лишнее тому свидетельство.     

Как известно, с 1 сентября оплата труда учителей повышается. Но повышение коснется только тех, чьи зарплаты ниже средних по экономике региона. То есть, если в среднем зарплата по региону составляет 7 – 8 тысяч рублей, то о большем учитель может не мечтать.

Я, разумеется, не специалист по оплате педагогического труда и организации учительского быта, но некоторые мои друзья и знакомые заканчивали педагогический институт, а кое-кто из них работает в школе до сих пор. Традиционно еще с советских времен учитель – женская профессия. Причем этого не было до революции: образование было раздельным и в мужских средних учебных заведениях преподавателями были мужчины. В советское время, даже в пору раздельного обучения это правило уже не соблюдалось, а после объединения мужских и женских школ педагоги-мужчины начали становиться редкостью. В педагогические вузы юношей принимали с меньшими баллами, чем девушек, но и это не помогало: выпускники мужчины в школу не шли, избегая ее любыми способами.

Учителями при этом были не просто женщины, а женщины нелегкой судьбы. Поскольку абсолютное большинство в пединститутах составляли студентки, общественные (как правило, комсомольские) организации  должны были хоть как-то помогать им решать свои личные проблемы. Поэтому на институтские вечера частенько приглашались курсанты военных училищ. В итоге семейная пара, где муж был офицером, а жена – учительницей, встречалась очень часто. И меняла такая учительница одну школу за другой с той самой периодичностью, с которой ее мужа перебрасывали из одной части в другую.

А еще исключительно частым явлением в педагогической среде были разведенные женщины и матери-одиночки.

Не уверен, что эта традиция сохранилась в неприкосновенности до сих пор, но не думаю, что произошедшие после распада СССР изменения очень велики. Да, с развалом промышленности в школе оказалось немало бывших сотрудников оборонных предприятий. Но для многих из них школа оказалась лишь пересадочной станцией, где они отсиделись в трудные времена. Да, в частных школах учитель-мужчина – совсем не редкость. Но для кого доступны эти школы? Обычная средняя школа так и осталась у нас царством женщин, причем зачастую - женщин, не вполне довольных своей жизнью.

И вот для этих людей вводятся новые методы оплаты труда. Вводятся они пока для школ, участвующих в так называемом «пилотном проекта». Но лично я буду писать только о Москве, поскольку именно положение дел в столице более известно. При этом необходимо заметить: с 1 сентября будущего года эксперимент станет повседневным явлением для всех школ России.

Итак, в Москве новая система финансирования школ начала действовать с 1 сентября в 259 школах, и за прошедший месяц во многих из них продемонстрировала свою полную несостоятельность.

«К сожалению, мы уже «словили» и прочувствовали новые реформы. Директриса школы, где учится старший сын рвётся воплощать в жизнь положения новой реформы. В итоге летом из школы уволились 14 (!) учителей.

А ещё у нас вводится новый способ стимулирования учителей - родители будут ставить им «оценки», а по их результатам им будут выплачиваться надбавки.
Чешем репу - ищем школу, более «традиционной ориентации», чтобы перевести мальчика в следующем году», - пишет в Интернете знакомая, не подозревающая, что в новом году на «положения новой реформы» перейдут все школы.

Завершив то, что, на самом деле, является преамбулой, я оставляю суть до следующей части, поскольку она сложна и длинна.

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.