На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Что строить будем? ::

Отвлекусь я на чуток от Черкизовского рынка, чтобы написать о рынке другом. Одна за другой приходят весьма интересные новости о строительном рынке столицы. Одна из опор московской экономики уже прогнулась в связи с кризисом и готова просто рухнуть, если условия ее существования не изменятся.

Росстат, два месяца подряд с удовольствием отмечавший некий рост в строительстве жилья,  сейчас констатирует почти десятипроцентный спад его темпов. Выяснилось, что и рост-то был обусловлен тем, что строители завершали объекты высокой степени готовности. Теперь такие объекты подходят к концу, а новых проектов не закладывалось, и в 2010 году нас ожидает строительный коллапс.

Во-первых, понятно, что закладывать новые проекты в то время, как кризис обрушился на отрасль, как-то странно: построить бы то, что начали до него. Во-вторых, как это ни смешно, на стадии планирования появляются новые, причем не нужные, с точки зрения независимых экспертов, проекты.

Так мэрия столицы планирует построить на севере города новый бизнес-район наподобие комплекса «Москва-Сити». Как поведал в конце прошлой недели главный архитектор города Александр Кузьмин, «Сити-2» расположится в Головинском районе, возле станции НАТИ Октябрьской железной дороги. Для тех, кто не представляет себе, где это, сообщу: станция НАТИ – следующая за Петровско-Разумовской. Здесь же, метрах в 200-х проходит Окружная железная дорога. Видимо, именно это обстоятельство вдохновляет столичные власти на  размещение здесь крупного транспортно-пересадочного узла. Отсюда планируется начать строительство Четвертого транспортного кольца, а также сюда должна была прийти и новая федеральная трасса из Санкт-Петербурга.

Надо сказать, идея не нова А.Кузьмин говорил о подобном строительстве еще в 2005г. Тогда речь шла о строительстве на месте находящейся здесь промзоны трех 47-этажных высоток и 27-этажного офисного центра. Теперь промзону планируется застроить офисами, жильем и административными зданиями.

Сразу же возникает самый существенный вопрос: в первом столичном «Сити» простаивает без арендаторов треть уже сданных в эксплуатацию площадей. А «Москва-Сити», между нами говоря, расположена гораздо ближе к центру столицы, чем станция НАТИ. Кто, скажите, поедет к черту на кулички, если людям не нужны офисы в куда более приличном месте?

«Для мегаполиса масштабов Москвы нет необходимости создавать два деловых центра. К тому же в таком удаленном от центра районе проект не будет иметь коммерческой привлекательности», - приводит одна из деловых газет слова управляющего партнера компании Blackwood Константина Ковалева.

Кому и зачем нужны такие «мечтательные» проекты, когда кризис на дворе?

А ведь в то же самое время вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев объясняет журналистам, что у ряда строительных компаний остались недостроенными объекты, для завершения которых они не могут найти средства. Более того, он признается: «Ещё в середине года мы говорили, что осенью будет существенное падение ввода в эксплуатацию объектов как в регионах, так и в Москве, но гораздо более сильное падение будет в 2010 году».

Апрелеву вторит президент Российского союза строителей Владимир Яковлев: «Не стоит надеяться на чудо, в следующем году цифры также будут двигаться в сторону уменьшения». Исключение может составить только социальное жилье.

Но если есть смысл строить социальное жилье, откуда берутся проекты гигантских деловых центров? Кто даст деньги под второе «Сити»? Если правительство Москвы, то зачем?

Как же много вопросов вызывают нынешние новости строительного рынка столицы. И никто не спешит дать на них ответ.

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.