На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Что посеешь…
Кризис образования в России
Часть пятая ::

 

И все же, что делать с нашими вузами? Сократить их количество в 20 раз, как предлагает министр образования? Вы можете представить себе крупную развитую державу со 150 – 200-ми институтами? Я – нет. Это уже не развитая страна, а сильно недоразвитая.

Вы можете представить себе страну, постиндустриальную экономику выстраивают «бакалавры», на самом деле, закончившие ПТУ? Я – нет.  Недоучки ничего подобного не построят.

Вы можете представить себе систему высшего образования, отвечающую требованиям одновременно двух несходных традиций – российской и западной? Я – нет. Это будет что угодно, но не система образования.

Лично я считаю, что необходимо, в первую очередь, четко и ясно понять и сказать, чего мы хотим: реформировать в разумных пределах то высшее образование, которое выросло из технических и навигацких школ Петра Первого и дожило до наших дней, постоянно развиваясь, но сохраняя явные индивидуальные признаки? Или мы хотим срочно перенять западную систему, шедшую со времен эпохи Возрождения своим путем, отличным от нашего? Давайте все же сделаем свой выбор.

При этом не надо выдвигать экзотические идеи о том, что бывшие ремесленные училища, ныне ПТУ могут выдавать дипломы хоть о каком-то якобы высшем образовании. Дай Бог, чтобы их дипломы полностью соответствовали образованию среднему. Давайте честно скажем: западные колледжи – это не ПТУ и не российские техникумы, срочно назвавшиеся этим заманчивым иностранным словом. В американские и европейские колледжи поступают выпускники полных средних школ. После четырех лет обучения они получают там диплом бакалавра, что соответствует диплому о высшем образовании. Три четверти выпускников колледжей на этом завершают свое образование по избранной специальности. Они, если надо, идут затем обучаться в системе второго высшего и дополнительного образования. Но это происходит не потому, что в колледже они недополучили знаний, а в связи с тем, что их  карьера строится в сфере не совсем соответствующей (или совсем не соответствует) полученной специальности. Четверть выпускников колледжей, продолжающих обучение в магистратуре, - это фактически наши аспиранты.

Однако принятие западной системы высшего образования требует коренной перестройки системы. Если решаться на такой шаг, необходимо предварительно просчитать весь алгоритм такой перестройки. Мы уже выпустили из стен самых разных вузов громадное количество специалистов сомнительной квалификации. Не получилось бы так, что в период реформ их количество многократно возрастет.

Если же мы продолжаем опираться на российско-советскую систему образования, то нужно четко разграничить ПТУ, техникумы и вузы: только вуз и никто другой имеет право выдавать документ о высшем образовании. Все остальные учебные заведения должны быть возвращены на то место, которое они занимали в достаточно стройной советской образовательной системе.

И, разумеется, борьба с фиктивными вузами должна стать хирургической операцией по удалению злокачественных новообразований, а не сплошной вырубкой всего, что растет.

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.