Не успев дописать мою бесконечную статью до конца, я оказался приглашен на телевидение, чтобы принять участие в обсуждении проблем российского образования. После этого завершать статью уже необходимо. Что же можно посоветовать в качестве возможных способов решения задач, стоящих перед российским образованием? Во-первых, мне кажется, надо до конца определиться с основным вопросом: куда мы идем. Странный гибрид из российской средней школы, начало которой (в ее, пусть модернизированном, но все же сохранившемся во многом виде) положил в середине прошлого века Михаил Катков, создавший классическую гимназию, и желанием быть не хуже Запада не годится вообще. В качестве анекдота. В начале 70-х годов уже тогда пожилой профессор-литературовед Ульрих Рихардович Фохт преподавал во флагмане советской педагогической науки МГПИ имени Ленина теорию литературы. Как рассказывали очевидцы, на первой же лекции он заявлял пятикурсникам: «Ваша задача – поднять советскую среднюю школу хотя бы до уровня Царскосельского лицея. О классической гимназии речь не идет». Говорят, что сам профессор окончил в юности именно классическую гимназию. Самое печальное на сегодняшний день то, что отечественная система среднего образования во многом уступает советской. Она реформировалась более 15-ти лет, но все реформы проводились непоследовательно, фрагментарно, бросались на полпути. Появилось немало интересных новаторских школ, но их опыт так до сих пор во многом и не нашел применения. А реформирование все продолжается. Первое, что надо сделать – это решить, чего же мы все-таки хотим от российской средней школы. Должны ли все школы быть одинаковыми или нет. А главное – если мы все же придем к простой и плодотворной идее, что необходимы принципиально разные школы, то это должно быть законодательно закреплено. Сегодня многие учителя, увы, вынуждены работать вне законодательно очерченного пространства. Второе – это понять, чего мы хотим от ПТУ и колледжей. Если мы принимаем зарубежную систему, то ПТУ должны, либо просто исчезнуть, либо стать частью среднего образования. О каких бы то ни было дипломах бакалавров для их выпускников нужно просто забыть. Людям, идущим в ПТУ, чтобы получить рабочую специальность, никакой бакалавриат не нужен. Им нужны профессиональные знания, позволяющие нормально зарабатывать на жизнь той или иной рабочей профессией. А вот нынешние колледжи должны быть разделены и частично переименованы. Должны вновь появиться самые обычные техникумы, дающие среднее техническое образование. Если же такое наименование режет кому-то слух, их можно спокойно назвать средними техническими школами. Все остальное должно стать высшей школой, говорить о которой придется в следующий раз.
|