На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Что посеешь…
Кризис образования в России
Часть вторая ::

 

Несколько дней я размышлял, о чем стоит сказать во вторую очередь, пока, наконец, не остановился на факте, по-моему, просто анекдотическом.

В начале сентября РИА «Новости» сообщило:  «Министерство образования и науки РФ планирует приравнять некоторые специальности техникумов и ПТУ к высшему образованию. Об это во вторник журналистам сообщил директор Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Игорь Реморенко.

Приравняв подготовку сталеваров и сварщиков к высшему образованию, в министерстве хотят исключить излишнее «затягивания сроков обучения высококвалифицированных специалистов, в которых остро нуждается российская экономика до 7-8 лет» (три года в техникуме и четыре-пять лет в вузе). «Род отраслей и видов деятельности настолько усложняется, что теперь для того, чтобы их выполнить, иногда необходимо обучение более высоким технологиям. Чтобы такое обучение пройти, уже недостаточно считать этот уровень начальным или средним профобразованием. Это надо начать считать высшим профобразованием», - пояснил Реморенко.

По его словам, современные виды сварки сегодня настолько сложны, что для их освоения нужны специалисты более высокого уровня, чем те, которых готовили училища и техникумы прежде.

«Если раньше сталевар - это тот, кто ходил с клюкой и мешал расплавленных металл, то теперь сталевар - это тот, кто следит за компьютером и регулирует процесс сварки через сложные технологии», - сказал сотрудник министерства.

Вместе с тем, сегодня 10-15% выпускников техникумов получают специальности так называемого «повышенного уровня», который «наиболее адекватен прикладному бакалавриату», добавил Реморенко.

В соответствии с поставленной задачей, Министерство образования разрабатывает программу прикладного бакалавриата.

«Уровень прикладного бакалавриата де-юре считается высшим образованием, но фактически связан с высокотехнологичной подготовкой рабочих и специалистов для, как правило, технической и технологической сферы деятельности», - сказал Реморенко.

Возможность введения прикладного бакалавриата предусмотрена в проекте госпрограммы по развитию образования на 2009-2012 годы. «В течение 2009-2012 годов мы хотели бы разработать соответствующие программы, внести законодательные изменения и легитимизировать этот уровень образования», - сказал Реморенко».

Я – человек уже немолодой, воспитанный в стране, называвшейся СССР и привыкший к целому ряду вещей, устоявшихся и не требующих слишком подробных разъяснений. Я искренне считаю: есть высшее образование, а есть среднее техническое. Ученик, приходящий после 9-го класса в техникум (сегодня техникумы предпочитают называть себя колледжами) и проводящий в его стенах 4 года, не будет специалистом с высшим образованием, как бы ни старались это представить чиновники из министерства образования.

Позвонил приятелю, живущему уже 20 лет в США: как там обстоит дело с колледжами. Оказывается, вполне разумно. В колледж человек поступает, только окончив среднюю школу. Учится там 4 года и получает степень бакалавра. Это – высшее образование. После колледжа большинство американских юношей и девушек свое обучение не продолжает. Примерно четверть учится дальше – на магистра.

Хотите, господа «образованцы», чтобы российские техникумы давали степень бакалавра, - делайте их полноценными колледжами. Ведь не секрет, что в России в техникумы зачастую идут именно люди, к высшему образованию не стремящиеся. Им нужна не корочка с надписью «бакалавр», а профессия, никакого высшего образования не требующая, которая будет их кормить. Именно поэтому они предпочитают не оканчивать среднюю школу, а идти в учебное заведение, которое даст и диплом о среднем образовании, и специальность.

И вот этим людям хотят «в довесок» выдавать диплом бакалавров. Зачем?

Оставим разглагольствования о том, что «теперь сталевар - это тот, кто следит за компьютером и регулирует процесс сварки через сложные технологии». Подобную чушь, пусть с упоминанием других реалий, мы слышим последние 40 лет как минимум. Думается, есть куда более простые и куда более близкие к реальности объяснения подобной безумной идеи. Одно из них лежит на поверхности: министр образования Андрей Фурсенко заявил о возможном закрытии чуть ли не 80% отечественных вузов. Часть из них он предложил перепрофилировать в техникумы. А как быть с показателями подготовки дипломированных специалистов? А вот так: их будут готовить те самые техникумы, в которые превратятся не соответствующие стандартам образования вузы.

Во что при этом превратится наше высшее образование, чиновников не волнует. А о том, во что оно превращается – в следующей части статьи.

 

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.