На главную страницу       Телефоны      Написать письмо                  

:: Борьба за веру ::

Когда политическая борьба в еще вчера политизированном обществе прекращается, на смену ей приходят иные виды соперничества.

Расцветя под крылом новой власти, в битву за сердца и умы людей, а также за вес и влияние в обществе вступила Русская православная церковь. Честно говоря, в этом нет ничего странного и недопустимого: любая церковь со дня своего возникновения борется именно за это. Увы, у нас в России и поэт больше, чем поэт, и президент больше, чем президент, и церковь больше, чем просто церковь.

Между прочим, когда 20 января 1918 года декретом Совета народных комиссаров церковь была отделена от государства, документ этот никаких особо антиклерикальных положений не содержал (в начале 1918-го слишком яростно выступать против церкви власти атеистов было не с руки). Что говорилось в том декрете? «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». «Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями». И, наконец, главное для наших дней положение: «Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом».

Прошло много лет. Рухнула советская власть. Православная церковь вновь набрала силу в обществе. И вопрос о воспитании российских детей в православной традиции снова был поставлен на повестку дня. Было предложено ввести в школьный курс специальный предмет «Основы православной культуры».

Тут же нашлись добровольцы из числа региональных чиновников, немедленно поставивших данный предмет в учебные планы школ своих областей. Тут же нашлись и протестанты, отказывающиеся учить детей (своих и чужих) закону божьему. Среди последних неожиданно выделилась группа академиков, подписавшая известное письмо протеста.

Не будем сейчас вдаваться в подробности. Ясно одно: инициатива с введением «православного предмета» в школьную программу расколола общество, а потому должна быть признана вредной вне зависимости от того, является ли она таковой по сути. Сегодня надо начинать обучать молодое поколение хотя бы понимать, что такое религия. Предложенный для этого предмет «Основы мировых религий», видимо, больше для этого подходит. Изучение же конкретных православных традиций, обрядов и обычаев, православной культуры должно происходить факультативно, по желанию учащихся и их родителей. Иначе все воинствующее религиозное воспитание послужит лишь одному делу – делу воспитания еще более воинствующих атеистов. Такое уже было в нашей истории, поскольку дух противоречия – самый сильный дух русского народа. Неужели нам это понадобилось опять?

© М.М.Вирин

Концепция и дизайн: Шварц Елена. Администратор сервера Глеб Игрунов.