Прочь из Москвы!
История про то, как обиженный Чацкий решил бросить Москву и «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок», известна каждому уважающему себя москвичу со средней школы. Напомним, что Москва в те далекие времена не была столицей.
Почти два столетия спустя у нас укоренились иные понятия: семьдесят с лишним лет советской власти жители российских (и не только российских) провинций стремились в Москву. Кто на денек – другой за колбасой и маслом, кто на пару недель или месяц – на какие-нибудь курсы, кто на пять – шесть лет за высшим образованием. Но еще больше было тех, кто ехал в столицу, чтобы любыми путями устроиться в ней жить. Вы помните, уважаемые читатели, многочисленные лимитные общежития, жителей которых прозвали парашютистами за неестественную любовь выпадать в пьяном виде из окон отнюдь не первых этажей? А еще сюда мчались карьеристы в поисках доходного (как его понимали в те времена) места.
Потом были перестройка, реформы, перестрелка и прочие радости. Но мнение о том, что «понаехали Москву обжирать», бытует в столичной среде до сих пор. Сейчас, правда, среди «понаехавших» числят уже не бывших жителей сел и городков средней полосы, а выходцев с Кавказа, из Закавказья и Средней Азии.
Однако последние социологические исследования неожиданно показали, что Москва уже не манит так иногородних жителей. 12% граждан нашей страны не испытывают никакого желания переселиться в столицу. Только 19% молодых людей хотят уехать из провинции. Для этого есть веские причины:
дистанция между Москвой и провинцией значительно уменьшилась, поскольку экономическая и социальная ситуация в российских городах постепенно улучшается. А те жители небольших городков и сел, что собрались покинуть родные места, гораздо чаше перебираются в областные центры, а не ищут счастья в столице.
Как уверяют социологи, изменился и образ столицы и провинции в сознании россиян. Так у них, независимо от места жительства, слово «Москва» ассоциируется с такими вещами, как благосостояние, образованность, развитие, культура и наркотики. Образ провинциального города, по их мнению, включает в себя такие понятия, как пьянство, скука, доброта, открытость и деградация.
Более того, пошло обратное движение - нередки случаи, когда столичные менеджеры переезжают жить и работать в провинцию. И, между прочим, провинция привлекает не только москвичей. Вот, что рассказал журналисту газеты «Ведомости» генеральный директор "Общественного российского радио" и владелец одной из челябинских радиостанций Борис Ройзман: «Однажды я чуть не сманил специалиста у американской радиостанции, пытаясь решить проблему нехватки менеджеров. Американец согласился даже не ради денег, а ради возможности поработать в России. Специалист, кстати, был афроамериканцем. Представляете, негр - глава рекламного отдела челябинской радиостанции! Да все рекламодатели были бы мои! Но тут случился дефолт».
Надо сказать, что основная масса людей, отправляющихся на работу за пределы Москвы, - это далеко не бескорыстные подвижники. Региональные компании способны предложить хорошему специалисту компенсационный пакет в несколько раз выше московского. Кроме того, работа здесь для многих - возможность быстрого карьерного роста, приобретение опыта работы. Правда, многие из этих людей Но им на смену едут другие. Еще чаще бизнесмены живут между столицей и провинцией, где открывают свой бизнес.
Новое время диктует новые условия жизни. Может быть, настанет время, когда раздраженная бабулька на пыльной улице провинциального городка воскликнет: «Вот москвичи – понаехали Урюпинск обжирать!».
|